ТВОРЧЕСТВО КАК ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ

Комсомольчанин Михаил Утиркин пишет стихи и рассказы. Казалось бы, кого этим можно удивить, вот только Михаил Иванович способен видеть окружающий нас мир всего двумя процентами зрения.

Михаил Иванович родился в 1949 году в городе Сочи, откуда родители, бывшие фронтовики, переехали на Камчатку.

Окончив восьмилетку, Миша поступил в мореходное училище, но на втором курсе с мечтой о море пришлось расстаться, надо было помогать семье.

Поступил в строительное ПТУ, в то время на полуострове разворачивалось масштабное панельное строительство, и отрасли нужны были специалисты.

— Нас обучали год в ускоренном темпе и направляли на стройки, — рассказывает Михаил Иванович. — Сначала я работал в Петропавловске-Камчатском, потом захотелось посмотреть на крайний Север.

Михаил отправился в Олюторский район, который географически был ближе к Чукотке, и многим известен по знаменитой олюторской селёдке. Сначала работали в селе Ачайвам, что в переводе значит «чистая вода», затем бригаду строителей перебросили на строительство нового экспериментального посёлка Пахачи. Благоустроенный, с закрытыми уличными переходами, для середины 1960-х годов это было первоклассное поселение.

И всё бы хорошо, но в 1969 году случилась беда. В результате производственной травмы у Михаила произошла двусторонняя отслойка сетчатки глаз, и он практически лишился зрения.

— Сначала меня лечили в местной больнице, затем районной, областной и наконец — Владивосток.

Бесконечные операции не дали положительного результата и в неполные 20 лет жизнь Михаила перешла в другое измерение.

— Зрение вернули на два процента. И надо было уже выписываться, а я ничего не вижу, и тут ко мне подошел парень, который работал у слепых, тогда были такие Учебно-производственные предприятия (УПП). Он спросил меня, что я думаю делать дальше, учиться, работать. Я просто вспылил, какая учёба, ведь я руки собственной не вижу!

И тогда знакомый рассказал о Всероссийском Обществе слепых, об их предприятиях. После выписки из больницы Михаил какое-то время жил в обществе слепых во Владивостоке. Посмотрел, узнал, как они живут в быту, как общаются между собой и более-менее воспрял духом. И поскольку Камчатское отделение ВОС относилось к краевому управлению в Хабаровском крае, Михаил отправился в Хабаровск.

— Там мне предложили на выбор или оставаться в Хабаровске или переехать во Комсомольск-на-Амуре. В Хабаровске общежитие было переполнено, спать можно было только на кухне, тогда как в Комсомольске общежитие было практически полупустым, и я, конечно, выбрал Комсомольск.

Михаил приехал в Комсомольск-на-Амуре 5 июня 1970 года. Долгое время работал на предприятиях ВОС, вырос до начальника цеха мебельного производства. Вместе с супругой воспитали двух дочерей, уже трое взрослых внуков, есть и правнуки.

— Последние годы меня потянуло на творчество. Я с детства любил поэзию, даже пытался сам сочинять, в школе всегда была тяга к гуманитарным наукам, литературе. А когда потерял зрение, стал записывать свои мысли, переживания, писать стихи, рассказы, чтобы это было ощутимо, чтобы звучало. Стихи у меня разные: сочиняю на злободневные темы, есть стихи о природе и любви.

В поэзии Михаила Утиркина отражены мысли о жизни и государстве, любви, смерти. Он не стесняется говорить о сложных темах и показывает, что недостаток зрения не мешает видеть мир во всей его красоте.

Стоит отметить, что произведения Михаила Утиркина регулярно публикуются в литературном альманахе, который издаётся в Хабаровске.

— Хотя я больше люблю читать стихи со сцены, — признаётся Михаил Иванович. — Как только я приехал в Комсомольск, так сразу начал участвовать в различных творческих самодеятельностях, литературных конкурсах. В своё время у нас на предприятии был хороший драматический кружок, преподаватели с нашего драмтеатра, ведущие артисты.

Михаил Иванович и сам принимал участие в театральных постановках, причём играл ведущие роли.

— Михаил Иванович, что можете сказать насчёт участия в различных конкурсах? На ваш взгляд, стоит ли этим заниматься?

— Безусловно, стоит. На конкурсах ты общаешься с людьми, делишься опытом. Мы, слепые, ограничены в передвижении, а тут такая движуха, новые люди, новые впечатления, это интересно.

К примеру, каждые пять лет в России проводится  Фестиваль самодеятельного народного творчества инвалидов по зрению ВОС «Салют Победы». На последнем мы должны были ехать в Красноярск, но коронавирус перебил все планы, пришлось соревноваться заочно. Читал свое стихотворение, посвящённое родителям, отцу и маме, и снова стал лауреатом, занял первое место.

— Михаил Иванович, творчество даётся вам тяжело?

— Не могу сказать легко или тяжело, я пишу под настроение. У меня нет профессиональных литературных навыков, пишу для себя. Вот, например, есть серия рассказов о детстве. И когда размышляю, то перед глазами возникает величественная камчатская природа, и я вспоминаю и пишу, чтобы хотя бы вернуть внутреннее зрение. Память — это как внутреннее зрение. У меня есть рассказ «Поединок» о мальчишке 12-13 лет, как он голыми руками ловил в реке чавычу. В нём показана борьба с огромной рыбой, и когда он нёс чавычу домой, голова лежала на плече, а хвост волочился по земле. Это буквально моё детство.

— Как быстро вы пишете?

— Зависит от настроения. Некоторые стихи пишутся долго, другие возникают в уме мгновенно. Но, так или иначе, все они – отражение моего внутреннего восприятия мира. С этого всё началось, и это продолжается всю мою жизнь.

— К чему у вас больше склонность, к прозе или поэзии?

— Всё-таки, думаю, что к прозе. Чтобы писать стихи, как я понимаю, у человека должно быть хотя бы начальное литературное образование, а проза — это человек переносит на бумагу то, что он думает, пережитое, свою память.

— Как вы считаете, что важнее всего в литературе?

— Выразить свое отношение к жизни, современности, это важно.

— Что вам даёт творчество?

— Я не знаю, что такое скука. Мне скоро будет 74 года, слепой, а я не понимаю, что значит скучать. Слушаю очень много аудиокниг, и сам пытаюсь что-то написать. Это даёт и интеллектуальное развитие, и время постоянно занято. Хотя я не считаю себя ни поэтом, ни прозаиком, пишу для себя, но так получилось, что меня читают и даже ценят.

— Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

— Люблю фантастику, мне нравятся книги Александра Бушкова, привлекает его стиль, лёгкий, захватывающий. Читал и неоднократно перечитывал советских писателей, таких титанов от литературы как Георгий Марков, Юрий Бондарев, Петр Проскурин. Из поэтов мне очень близки Владимир Маяковский и Сергей Есенин.

— Приходилось ли чем-то жертвовать ради творчества?

— Нет, ничем. Жизнь так сложилась, что мне всегда хватало времени и на семью, и на творчество.

— Над чем вы работаете в настоящий момент? Каковы дальнейшие творческие планы?

Михаил Иванович смеется:

— Какие могут быть планы в 74 года? Сейчас не о творчестве думаем, а как добраться до Сочи. Мы там с супругой каждый год отдыхаем, Сочи — это всё-таки моя Родина, меня туда тянет. И стихи пишу, вот буквально недавно начал, первые строки.

Стихи Михаила Утиркина наполнены философскими мыслями и эмоциями, которые вызывают у слушателей и читателей настоящие, глубокие чувства. Его творчество — это  пример того, что никакие трудности не мешают нам достичь успеха. Стихи и проза вдохновляют и доказывают, что даже когда, кажется, что все потеряно, всегда есть возможность начать новую жизнь и преодолеть любые препятствия.

Евгений Сидоров. Фото автора

Яндекс.Метрика