В мартеновских печах пылает огонь, по желобам ярко-оранжевым ручьём течёт металл, похожий на жидкое золото. Температура его плавления порядка 1800градусов по Цельсию, в рабочей зоне рядом с печью жара достигает 80 градусов, обжигает тело даже через спецовку, а защитное стекло для глаз временами как будто расплывается, словно лёд под лучами солнца. Металлург – профессия не для слабых духом.
Тем более поражает, что в таких экстремальных условиях труда люди работают из поколения в поколение. К примеру, Усачёвы – известная трудовая династия на «Амурстали». На девять человек в трёх поколениях у них более 200 лет «горячего стажа».
Время тяжёлых наркомов
В июле 1941 года, в разгар первых боёв на западных границах СССР, на комсомольском заводе «Амурсталь» был запущен механический цех, в сентябре – литейный, который в 1942 году возглавил будущий Герой Советского Союза Алексей Павловский, а затем – Ор Фёдорович Усачёв.
Основатель династии Ор Фёдорович Усачёв приехал в Комсомольск-на-Амуре в 1940 году из Новокузнецка. В те годы специалисты в сфере чёрной металлургии были на вес золота, и Ор Фёдорович был именно таким, что называется, «штучным» профессионалом. Незадолго до его приезда, в мае 1935 года нарком тяжёлой промышленности Григорий Орджоникидзе подписал приказ о реализации проекта «Амурсталь», и в 1936 году начались подготовительные работы по строительству металлургического завода: раскорчёвка тайги, осушение болот, прокладка дорог и строительство жилья. Были заложены фундаменты под мартеновский, прокатный, механический и котельный цехи.
– Нелёгкие были времена, – рассказывает Ор Львович Усачёв, внук основателя трудовой династии. – В военное время на заводе работало много подростков: разливщики, формовщики, обрубщики, подручные сталеваров… Из цеха практически не выходили, спали в подсобках. Ор Фёдорович чтобы хоть как-то поддержать пацанов, отдавал детям свой спецпаёк.
– Откуда такое необычное имя?
– Я привык к таким вопросам, – улыбается Ор Львович. – У меня не только деда, но и прадеда звали Ор, это древнерусское имя.
– Отец продолжил семейную профессию металлурга?
– Да, он закончил Горно-металлургический техникум, затем пришёл во второй прокатный цех, в котором работал с 1956 по 2007 годы. Также начинал с рабочих профессий, затем стал мастером смены, мастером печей, старшим мастером печей, трудовой путь закончил в должности заместителя главного инженера по внедрению новых технологий.
Здесь стоит отметить, что все представители трудовой династии Усачёвых начинали с низов, с рабочих профессий, проходили через всё производство, прежде чем становились руководителями.
«Та заводская проходная, что в люди вывела меня…»
– Я всегда хотел быть металлургом, как мой дед и отец, – говорит Ор Львович. – Всё-таки вырос в семье металлургов. Все разговоры в доме были о работе, металлургии, я другой профессии даже не представлял. Закончил школу, училище (правда, судостроительное), а потом отец привёл меня на «Амурсталь» во второй прокатный цех.
Мне сразу понравилась суровая футуристическая обстановка, мрачноватая, как в фантастических фильмах с оттенком апокалипсиса. Вот в литейный цех привозят металлолом, а спустя некоторое время он превращается в жидкий металл – это потрясающее зрелище. Затем готовая продукция уходит в другие отрасли промышленности – машиностроение, строительство – и превращается в мир вещей технологической цивилизации, которая нас окружает. Разве это может не впечатлять?
Трудовой путь Ор Львович начинал посадчиком металла, потом перешёл в литейный цех, работал термистом, обрубщиком, мастером, старшим мастером, получил образование в Горно-металлургическом техникуме, где учился вместе с супругой, вместе и сейчас работают. В 2014 году Ор Львович – лучший мастер года; 2008 год – почётная грамота чёрной металлургии, сегодня он ведущий инженер планово-производственного отдела литейного цеха. За плечами – 31 год рабочего стажа.
Работа объединяет
Традиционно для многих металлургов родной завод – как второй дом.
– Приходишь домой после смены, и все беседы только о работе, – признаётся Ор Львович. — Обсуждаем, как прошёл день, что получилось, а что нет. Во многом профессия металлурга – это чисто мужская работа, которая требует внимательности, дисциплины, выдержки. Хотя и женщины работают, у жены трудовой стаж – 23 года.
Супруга Елена Владимировна – стерженщик ручной формовки. Работа сложная и очень ответственная. В литейном производстве для повышения качества заготовок используют стержни, которые помещают в середину отливочной формы, после чего заливается расплавленный металл. Стержни позволяют получать более качественные отливки с ровной поверхностью.
Весь семейный клан Усачёвых живёт в Комсомольске, периодически они собираются вместе, отмечают праздники.
– Ор Львович, какое значение имеет принадлежность к трудовой династии?
– Во-первых, это передача знаний и опыта от одного поколения к другому. И дед, и отец всегда были готовы поделиться со мной своими профессиональными навыками, без этого невозможно совершенствоваться в профессии. Во-вторых, основа любой династии – семья, а значит, всегда существует семейная поддержка, можно поделиться и радостями, и проблемами, и тебя всегда поддержат. И решать рабочие вопросы лучше сообща.
– Какие обязанности накладывает принадлежность к нескольким поколениям металлургов?
– Ответственное отношение к работе – это главное. Когда осознаёшь десятилетия труда, которые прошли твои предки – это обязывает работать хорошо, чтобы не было стыдно перед дедами и отцами.
– На ваш взгляд, что нужно для того, чтобы трудовых династий становилось больше?
– Обычно они создаются, когда дети берут пример с родителей. На самом деле, причин прийти на завод и остаться здесь на всю жизнь может быть много. И это не только хорошая зарплата и социальный пакет, хотя надо признать, в наше время многое определяют условия и оплата труда, повышение престижа рабочих профессий. Работа металлурга сама по себе нелёгкая, и в обществе нашем сложились определенные стереотипы, что на заводах работать скучно, не престижно. На самом деле всё наоборот: здесь очень интересно! Ежедневно видеть реки расплавленного металла, ощущать причастность к масштабному производству – значит испытывать невероятное чувство грандиозности окружающей действительности.
Ор Львович сетует, что уже появилась прослойка молодых людей, живущих по принципу: «Лучше кашки не доложь, но работой не тревожь», они готовы работать за 40 тысяч рублей в салоне по продаже телефонов и зарабатывать больше не стремятся. Но с такими принципами у них в жизни точно ничего интересного не будет.
Стоит отметить, что завод «Амурсталь» дорожит трудовыми династиями. Предприятие поддерживает заводские традиции: заботится о ветеранах, помогает материнству и детству, много внимания уделяет спорту и оздоровлению сотрудников, организации культурного досуга.
Наличие и количество семейных династий на производстве считается показателем социальной стабильности, престижа компании. Сегодня, когда в регионе актуальна проблема подготовки новых квалифицированных кадров, в том числе и сфере металлургии, передача знаний и опыта от отца к сыну, из поколения в поколение приобретает особенную ценность. Ведь от тех, кто варит сталь, зависят не только производственные показатели, но и, в общем-то, вся наша жизнь.
На фото в заголовке строительство литейного цеха, 1940 год
Евгений СИДОРОВ. Фото из архива семьи Усачёвых и музея завода «Амурсталь»