ДМИТРИЙ ДЕВЯТКИН – ВАСИЛИЙ ТЁРКИН НАШИХ ДНЕЙ

Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка –
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
Что ж еще?.. И всё, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Александр Твардовский. «Василий Тёркин». 1942 год 

Много лет назад, в далёком 2002 году, судьба свела меня с Дмитрием Васильевичем Девяткиным. В тот год я работал учителем истории одной из городских школ Комсомольска-на-Амуре, а он был молодым жизнерадостным пролетарским парнем из посёлка Хурба Комсомольского района.

Вот уже больше 20 лет нас с Димой связывает настоящая мужская дружба. За прошедшее время наша дружба, конечно же, подвергалась испытаниям, мы ругались и мирились, делили вместе радости и печали.

Дима открыл для меня всю глубину жизни простого народа нашей страны.

Про таких, как он, говорят: «В его руках любое дело спорится». Вся его жизнь – это тяжёлый физический труд.

Кем он только ни работал! Трудился в старательской артели, возил гружённые рудой автомобили через горные перевалы, был лесозаготовителем, не понаслышке знал всю тяжесть осенней лососевой путины.

Каждый кусок хлеба давался ему потом и кровью. Но Диме были чужды жадность, стяжательство и накопительство. Все его друзья и близкие подтвердят, что ради людей он готов снять с себя последнюю рубашку.

В кругу его близких друзей и просто знакомых хорошо знают: если вдруг пришла какая-то беда – прорвало трубу, перегорела электропроводка, застряла машина или произошёл другой «катаклизм» местного значения, всегда звони Дмитрию Васильевичу, и в любое время он готов примчаться на помощь.

Дмитрий – большой ценитель природы родного края. Каждую весну мы ходили по его тайным лесным местам собирать черемшу и папоротник. Летом и осенью мы вместе рыбачили на реке Амур.

Меня не удивишь вкусной ухой (мой отец, дед и родные дядьки были рыбаками), однако Дмитрий варил её по собственному рецепту, и могу с уверенностью сказать, что такую уху вам не подадут ни в одном ресторане.

Дмитрий Васильевич обладает талантом располагать к себе людей, при этом социальный статус человека не имеет для него значения. В Комсомольске-на-Амуре он известен многим людям. Среди них учёные и рабочие, врачи и спортсмены, сторожа и писатели. Со всеми людьми Дмитрий Васильевич всегда находит общий язык и интересы.

Ему легко стать душой любой компании, в которую попадает.

Есть у Димы Девяткина ещё одна положительная черта.

Он очень близко к сердцу переживает чужие боль и страдания. Мало кто знает, что всю сознательную жизнь Дима Девяткин является донором крови.

Как-то раз сидели мы у меня дома за кружкой чая, и я поинтересовался у него, зачем он это делает, ведь ни больших денег, ни привилегий это ему не приносит?

Его ответ хорошо запомнился. Он сказал: «Борисыч (так он ко мне обращается), моя кровь спасает людям жизни. Я не могу спасти всех, но осознание того, что благодаря моему скромному вкладу будет спасена чья-то жизнь, наполняет мою душу спокойствием».

 На что я возразил ему, как же так, ведь никто кроме тебя не узнает об этом? Ведь даже те, кому перельют твою кровь, не знают, кому они обязаны своим спасением. На что Дмитрий Васильевич сказал слова, которые можно отлить в золоте в качестве его жизненного девиза: «Добро совершается не ради славы и пиара, а ради людей, которым нужна твоя помощь! – и добавил – Мне слава не нужна, я человек простой и скромный».

Признаюсь, после этих слов я понял, что простому русскому человеку не нужно ни высшее образование, ни учёные степени, чтоб быть гуманистом. Он впитал любовь к миру и людям с молоком матери.

Такие люди, как Дмитрий Девяткин и есть олицетворение самой природы «русского мира».

С момента нашего с Димой знакомства прошло 20 лет, за это время я защитил диссертацию, стал кандидатом исторических наук и переехал в город Хабаровск.

Но вот настал 2022 год. Тяжёлые времена настали для нашей Родины.

И вот впервые в жизни я понял смысл выражения «гром среди ясного неба».

Президент России в своём выступлении объявил, что в целях защиты русскоязычного населения Донбасса и Луганщины от нацизма мы начинаем специальную военную операцию.

Первый звонок после выступления Президента на телефон поступил мне от Дмитрия Васильевича.

Тихий, с нотками тревоги в голосе он спросил меня: «Борисыч, ты случайно не знаешь, как и где можно записаться добровольцем на СВО?» Я не знал, что ответить. Знакомых военнослужащих у меня нет, и я посоветовал ему сходить в военкомат. Вскоре раздался новый звонок, и Дмитрий Васильевич печальным голосом сообщил, что в военкомате ему отказали в приёме на службу как не проходившему срочку и объяснили, что задачи в зоне СВО выполняют только профессиональные военные.

В течение многих месяцев, пока шли упорные бои с украинскими нацистами, Дмитрий обивал пороги кабинетов с просьбами и требованиями отправить его в зону проведения СВО.

За пошедшие месяцы мы встречались с ним несколько раз. Я никогда не видел его таким расстроенным. Он со слезами на глазах говорил мне, что не может сидеть в глубоком тылу, когда наших соотечественников распинают на крестах и сжигают заживо последователи Бандеры и Шухевича. А мне при взгляде на Дмитрия вспомнились исторические фильмы про Великую Отечественную войну, где советские парни, бывшие непризывными по тем или иным причинам, просили военкомов отправить их на фронт!

Потом я тяжело заболел и уехал на лечение в Москву. И вот в хмурый московский летний денёк, после очередной хирургической операции, мне поступил звонок с незнакомого номера телефона.

Трудно представить, какой заряд энергии и радости я получил, когда в трубке раздался голос моего друга Дмитрия Девяткина! Первым делом спрашиваю:

– Где ты сейчас? Как ты? Что делаешь?

Он бодрым голосом, по-военному, отрапортовал:

– Я в зоне СВО, всё в порядке, бьём врага!

Потом мы долго говорили с ним. С тех пор прошло уже полгода, и примерно раз в неделю мы созваниваемся с Дмитрием.

Меня уже выписали из больницы, и его звонки в Хабаровск с далеких степей Донбасса и Херсонщины, теперь вернувшихся в состав великой России, прибавляют мне сил в борьбе с болезнью.

Спасибо тебе, Дмитрий Васильевич Девяткин за то, что ты защищаешь Родину, и я горжусь тем, что могу называть тебя своим ДРУГОМ!

Кандидат исторических наук, доцент Александр Борисович СЕМЁНОВ. Комсомольск-на-Амуре – Хабаровск.

Фото предоставлены автором с согласия Дмитрия ДЕВЯТКИНА

Яндекс.Метрика