ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

Искусство живописи, созданное в высшем порыве вдохновения, обладает мощной притягательной силой. Человечество изначально тянулось к источникам красоты и духовности, и это является одной из причин, почему люди коллекционируют картины.

О своём отношении к искусству, причине, подвигшей её к коллекционированию картин, нам рассказала Ольга Павловна КУЛИЧКИНА, известный в Комсомольске ценитель живописи.

— Картины очень воздействуют на восприятие мира. Я могу про каждую свою картину рассказать, у каждой своя история, своя судьба, — говорит Ольга Павловна.

— Ольга Павловна,традиционный вопрос: когда и с чего началось ваше увлечение коллекционированием живописи?

— С 2002 года, когда моя знакомая подарила мне картину неизвестного художника. Вот с этого всё и началось. Сейчас в коллекции 32 полотна, в квартире находятся 26, две — на выставке в библиотеке им. Н.Островского, остальные в доме на Пивани.

— Изначально это был интерес к какому-то конкретному художнику, направлению в живописи или вы искали способ инвестиций на будущее?

— Нет, я не искала способ вложить деньги, так сложились обстоятельства. Начнём с того, что в моём детстве в доме всегда были картины. В своё время я работала педагогом допобразования в школьном музее гимназии №45. В 2010 году мы с коллегой решили сделать проект «Артэкспресс», когда на стенах школы выставляются картины художников нашего города. Мы знакомились с художниками, приглашали, и их работы демонстрировались всю учебную четверть. Как новая четверть, так новая коллекция, и так 35 выставок. И художник в благодарность популяризации его творчества дарит мне картину.

— Каковы ваши принципы коллекционирования?

— То, что нравится, что подходит для души.

— Как вы определяете ценность той или иной работы? Можете отличить халтуру от настоящего искусства?

— Конечно, и у нас все работы качественные. Я не любою штамповки или перерисовки. Абстракционизм тоже не для меня, просто не вижу, куда бы я могла поместить такие картины.

Вот 14 марта в зале Союза художников была выставка, и я там влюбилась в картину. Простая графика, дерево, мальчики на велосипедах и Амур. И так запала мне в душу. Художник Татьяна Кривцова сказала, что подумает.

Или картина Геннадия Захаркина: деревенские дома в чёрно-белом цвете, но окна словно светятся! Так и хочется заглянуть. Картину купила дочь и мне подарила.

— Как вообще можно собрать собственную коллекцию живописи? Нужно лично знать художников, ходить по картинным галереям, аукционам?

— Ходить по галереям, аукционам – это как вариант, но дорого. Вообще, коллекционирование картин удовольствие не из дешёвых. Что касается меня, то я стараюсь не пропускать премьеры выставок, знакомиться с художниками, напрашиваться к ним в мастерские. Очень хорошо, когда художник приглашает в мастерскую, где вы сами видите то, что вас поражает и захватывает.

— Вообще, насколько это дорого сейчас коллекционировать картины?

— Есть у нас картина работы Павла Лукича Фефилова. С ней случилась очень интересная история. Однажды я посетила его выставку, мне понравилась одна из его работ: лес, дерево, тетерев. Павел Лукич назначил цену, которую я не могла себе позволить потратить. Тогда он приглашает в мастерскую и показывает мне шесть похожих картин. Но мне они не приглянулись, я хотела именно эту. Проходит года два, и Павел Лукич снова меня приглашает, я приезжаю, и он мне дарит эту картину.

Квартира Ольги Павловны похоже на уютную домашнюю арт-галерею. На стенах картины, на столах чудесные декоративные букеты из стеблей ячменя и овса.

— Вот очень интересные работы, — рассказывает Ольга Павловна. — На Пивани рядом с нашим домом стоит трактор, настоящий член семьи, зовут Федя. Это дочь рисовала, Надежда Логинова. Вот картина источника возле Арсеньева, тоже её работа.

— Насколько важно, чтобы художник нравился как человек?

— Очень важно. Всё-таки должна быть взаимная симпатия. Со многими мастерами живописи в нашем городе я в очень хороших отношениях. Но есть  художники, картины которых я по тем или иным причинам приобретать не буду. Для меня первично соотношение живописи с душой, чтобы образы вызывали неподдельный интерес и вдохновение. Ведь ещё Рембрандт говорил: «Каждый мазок, который художник кладёт на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других людей… »

— Хорошо сказано. А кто из городских художников вам наиболее близок?

— Конечно же, наша дочь, Надежда Логинова, — смеётся Ольга Павловна. — Татьяна Кривцова, я её глубоко уважаю, очень ценю,  у нас есть две её работы в коллекции. Очень давно дружу с Павлом Лукичом Фефиловым.

— Как коллекционер какие цели вы ставите перед собой?

— Абсолютно никаких. Коллекция только для души. Знаете, Николай Заболоцкий, помнится, сказал:

— Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано              

Души изменчивой приметы переносить на полотно…

Когда смотришь на картины, словно с душой разговариваешь.

Выставка частных коллекций. Слева направо Надежда Логинова, Ольга Куличкина и Екатерина Мякинькова

— А из знакомых коллекционеров кого вы могли бы выделить?

— Наша дочь тоже коллекционирует картины. Это всё-таки в Союзе художников надо спрашивать. Думаю, не так много коллекционеров, которые покупают картины не для продажи, а для души. Цели коллекционирования они ведь тоже разные, кто-то инвестирует деньги в живопись, кто-то просто любуется работой мастера.

— Что вы можете посоветовать начинающим коллекционерам? Как правильно подойти к формированию коллекции?

— Опять же, какую  цель преследует человек, собирая коллекцию. Если это инвестиции, то он будет стремиться приобретать самые уникальные образцы. Это один вид коллекционирования. Другие собирают всё, что понравилось, или, как мы, собирают то, что близко, что греет  душу.

— Как вы считаете, есть ли в Комсомольске арт-рынок? Например, во Владивостоке довольно много небольших арт-галерей, где выставляются/продаются картины местных художников.

— У нас в Союзе художников можно приобрести картины, но такого разнообразия арт-галерей у нас нет. Многое зависит от города, Владивосток всегда был культурным центром Дальнего Востока, там много туристов, которые хотели бы забрать с собой частичку местного колорита. Соответственно, спрос рождает предложение.

Следует отметить, что в семье Ольги Павловны все имеют отношение к живописи: рисует дочь, внук Сергей учится в художественной школе, и даже внучки, несмотря на свой малый возраст, уже пытаются рисовать на мольберте. А значит, и в будущем семейная коллекция всегда найдёт своих ценителей и почитателей.

Евгений СИДОРОВ. Фото автора и из семейного архива КУЛИЧКИНЫХ

Яндекс.Метрика