НАСТАВНИЧЕСТВО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ: ДРУЖБА И ПОМОЩЬ

В региональном парламенте на заседании постоянного комитета по вопросам социальной политики обсудили исполнение краевого закона о наставничестве в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель закона – оказание содействия органам и учреждениям системы профилактики в преодолении тех причин и условий, которые способствовали девиантному поведению несовершеннолетнего и его семейному неблагополучию.

По итогам 2023 года наставники помогли 567 семьям выйти из социально опасного положения (СОП). Сегодня в крае 1655 таких семей, в них воспитываются 3378 детей. В отношении 616 семей закреплены 530 наставников, ещё 151 человек является кандидатами в наставники.

По закону наставником может быть ответственный, с высокими моральными качествами гражданин старше 23 лет, проживающий в одном населённом пункте с наставляемым. Он призван помогать семье преодолеть трудную ситуацию, ребёнку помогать в выборе профессии, вовлекать его в интересный досуг, формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

Принятие в 2023 году закона позволило сделать систему наставничества более гибкой. За несовершеннолетним или семьей наставник закрепляется на добровольной и безвозмездной основе решением муниципальной комиссии или организацией для детей-сирот по заявлению кандидата сроком на один год. Наставникам оказывается организационно-методическая помощь. Мнение наставников учитывается при решении вопроса о снятии с семьи статуса находящихся в СОП.

Зачастую наставничество не ограничивается одним годом. Дружеские отношения между ребёнком и наставником складываются настолько тесно, что наставники отправляют подопечных в армию, помогают стать студентами, сопровождают во взрослую жизнь.

В регионе с 2016 года продолжается практика наставничества в краевых государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 17 таких организациях проводится работа по программам «Один плюс один», «Стань старшим другом», «Наставники: не рядом, а вместе», «Плечом к плечу» и другим.

В ходе обсуждения депутаты подчеркнули необходимость дополнительной проработки вопроса выявления семей в опасном положении. Председатель Думы Ирина Зикунова акцентировала внимание на необходимости более широкого информирования населения о том, куда можно позвонить в случае выявления таких семей, а также где получить информацию, как стать наставником.

Учитывая, что наставники выполняют свою миссию на общественных, добровольных началах, члены комитета среди проблем отметили слишком большой перечень документов для желающих стать наставниками, дополнительные расходы на оплату необходимых справок, недостаточность мер стимулирования и трудности с подбором наставников в отдалённых муниципальных районах края.

Депутаты рекомендовали соответствующим ведомствам проработать озвученные вопросы и рассмотреть возможность создания трехсторонней комиссии с привлечением работодателей, а также популяризировать деятельность наставников.

Председатель комитета по вопросам социальной политики Ольга Ушакова отметила: «Мы находимся на начальном этапе института наставничества, с учётом того, что на федеральном уровне это никак ещё пока не закреплено законодательно. Используем методические рекомендации, опыт других регионов. В крае определены приоритетные категории детей, с которыми работают наставники: дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды и с ограниченными возможностями здоровья. Хотелось бы, чтобы наставники появились и в отдалённых районах, пусть там количество населения не такое большое. И информация должна быть очень доступной, с примерами обобщающего опыта».

Пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края

Яндекс.Метрика