В Комсомольске второй раз прошёл фестиваль казачьей культуры «Казачья воля». Дебютировав прошлым летом, он, как и задумывали организаторы, стал ежегодным.
Главный организатор праздника – атаман станичного казачьего общества «Атаманское», руководитель народного ансамбля «Станичники» Юрий Шибаев на пару с супругой Галиной Михайловной. Он рассказал, что по сравнению с прошлым годом почти вдвое увеличилось количество творческих коллективов: было 11 – теперь 21. География участников в целом осталась прежней: Комсомольск и Комсомольский район плюс Амурский и Солнечный районы, хотя добавились новые населённые пункты. Например, в этот раз приехали гости из Эворона.
Вокальный марафон
Со сцены звучат и старинные казачьи песни, и новые, в том числе собственного сочинения – про битву и удаль, про любовь и разлуку; печальная — про то, как хоронили молодого казака. Аж два раза исполнили задорную «Ой, Дуся, ой, Маруся» с запоминающимся рефреном, которую называют ещё казачьей лезгинкой. Коллектив «Вольница» из Амурска привёз дебютную песню (её написали сами) «За станицы наши». Она оказалась белогвардейской до мозга костей. Пелось про «казачью волюшку во славу Христа» и про комиссаров, которые отведают атаманской шашки и свинца. Общаясь в кулуарах с атаманом Юрием Шибаевым, авторы заявили: «Эта песня – тебе, батя».
Русское воинство
Казачья культура, с одной стороны, насквозь пропитана духом вольницы, а с другой – идеей воинского служения стране. Вот такое интересное сочетание. Вполне логично, что на фестивале, кроме обычной уличной торговли, мастер-классов и аквагримов, были и специфические предложения.
Страйкбольная команда «Осада» из станицы Ерофеевской разложила на двух столах стрелковое оружие. Налетевшие пацаны светились от радости, держа в руках или прикладывая к плечу «ого, какой тяжёлый» автомат Калашникова. Подошли двое армейских. Испросив разрешения, взяли «калаш», и один другому показал приём быстрой смены магазина. В разговор включился станичник и продемонстрировал, как мгновенно слитным движением снять АК с предохранителя и направить на врага. Пояснил, что этому научил знакомый «вагнер».
Рядом с оружейными развалами хлёстко щёлкают выстрелы из страйкбольного пистолета и автомата. Там временами образуется очередь из детей и подростков.
На другом конце парковой центральной площади обосновался мобильный пункт приёма на военную службу по контракту, а рядышком – стол с казачьими сувенирами: кубанками, подарочными кинжалами, метательными ножами, курительными трубками… Отдельно на стойке висит полотно, сверху донизу облепленное шевронами для военной формы. Можно купить или долго стоять, вчитываясь в надписи, и ухахатываться от армейского юмора: «Перестань орать! Мне тоже страшно», «Дай Бог каждой такого, как я», «Шторм. Отряд самоубийц», «Ничего личного. Нас просто мобилизовали», «Из снаряги денег хватило только на шевроны», «Фрилансер. Горящие туры в горячие точки», «Родину люблю, стрелять умею», «Причиняю добро, наношу радость» и прочее в том же духе.
Фонд помощи мобилизованным «Помогаем» тоже тут как тут. Его волонтёры показывают образцы продукции, которую производят и отправляют на фронт, одновременно ведут денежный сбор и продают сувениры, чтобы заработать на новую партию расходных материалов.
На пространстве у летней эстрады мужики в казачьей форме сами фланкируют шашками и дают попробовать всем желающим. Девочкам тоже.
Ах, да. Ещё тут солдатской кашей угощают из полевой кухни – гречкой с тушёнкой.
Оппозиционер
На празднике присутствовал казачий генерал, атаман Уссурийского казачьего войска Юрий Савчук. Узнав, что здесь крутится газетчик с целью осветить событие, настойчиво захотел донести до общественности через прессу, что к ним, «настоящим этническим казакам» (в отличие от «ненастоящих», по его словам, реестровых), государство относится несправедливо и вообще повернулось задом. Всерьёз их не воспринимает, инициативы не слышит, на праздниках и общественных мероприятиях слова не даёт.
– А у меня, между прочим, сейчас 50 человек воюют, 15 погибли, – делится обидой Юрий Савчук. – Вот один сейчас вернулся, так он Бахмут брал, в «Вагнере» был.
Атаман указывает на стоящего рядом казака, грудь которого действительно украшают государственная награда (медаль «За отвагу») и несколько вагнеровских, среди которых «За взятие Бахмута».
Здесь требуется хоть коротенькое пояснение. С 1995 года в России введён Государственный реестр казачьих обществ. Те общества, которые в него вошли, официально состоят на государственной службе. Те же, кто предпочёл остаться сам по себе, могут иметь статус общественных организаций, но не более того. Те и другие считают настоящими именно себя: первые – потому, что поставили себя на службу государству, вторые – потому, что сохраняют традиции казацкой вольницы, оставаясь патриотами.
На Дальнем Востоке все реестровые объединены в Уссурийское войсковое казачье общество, и у них атаманом – есаул Александр Агибалов. А ещё есть не входящее в Государственный реестр Уссурийское казачье войско, где атаман – казачий генерал Юрий Савчук. Это две разные организации.
Впрочем, несмотря на эту внутреннюю кухню и разногласия, культура и традиции у наших казаков общие. Привычка служить Родине в них сидит крепко, а делать это можно одинаково честно и с реестром и без него, будучи монархистом в душе или ностальгируя о величии СССР. Вот и фестиваль, ставший ярким ежегодным событием городской жизни, у них тоже общий.
Андрей МЕЛЬНИКОВ.
Фотоотчёт о событии смотрите по ссылкам:
Фото автора