ОТ РЕАЛЬНОСТИ К СНАМ И ОБРАТНО

19 июля в Музее изобразительного искусства состоялось открытие персональной выставки известной нанайской сказительницы, художника, мастерицы народного творчества Светланы ХОДЖЕР «Сны над водной гладью».

Светлана Ходжер в основном известна как мастер произведений декоративно-прикладного искусства, знаменитыми работами из меха и рыбьей кожи, национальными коврами и халатами.

В этот раз на открывшейся выставке были представлены уникальные живописные произведения искусства, которые демонстрировались в Институте этнологии и антропологии Российской академии наук, Музее Востока и вызвали неподдельный интерес специалистов, изучающих культуру и традиции народов мира. С 2017 года из-под кисти художницы вышло уже более 800 картин.

Светлана Ходжер работает в таком очень редком для нашей современности направлении, как наивное искусство. Обращаясь к архаичным формам живописи, оно отличается особой композицией, искренностью, личной авторской историей и взглядом, и это очень ценно.

Выставка открылась щебетом птиц и ритмичными ударами бубна. В честь события перед собравшимися гостями выступил национальный нанайский ансамбль «Айсима хосикта» Дворца культуры «Алмаз».

 Уникальность и самобытность картин Светланы Ходжер заключается в том, что сказочные сюжеты она находит во снах, таким образом, живопись является своеобразным отражением её духовного мира.

Даже название выставки «Сны над водной гладью» появилось потому, что река служит для художницы источником вдохновения и силы, даёт ощущение потребности не только рассказать пришедшие во снах сказки, но и визуализировать их в эскизах и картинах.

Процесс создания картины, как рассказала Светлана Зарасьевна, происходит в состоянии отрешённости и беспредельного счастья, в сопровождении внутренней музыки. Под кистью художницы возникает волшебный, сказочный мир нанайских сказаний, шаманских видений, причём  часто картины создаются с продолжением. Обычно в центре сюжета — спасительница мира, прекрасная дева-воительница, которая защищает окружающий мир, помогает животным, есть и более сложные картины.

— Мне наяву приходят персонажи из сказки, и тогда я записываю сюжет, — говорит Светлана Зарасьевна. — Буквально как будто мне диктуют, боюсь даже оборвать нить повествования. Словно я должна всё это исполнить. Работая над картиной, я ухожу от всех проблем.

— Светлана Зарасьевна, сколько у вас уходит времени на создание картины?

— Минимум  два дня.

— На ваших картинах много девушек, вы изображаете себя?

— Да, в какой-то мере. Вот приснился мне сон, словно я в горной речке, на берегу птица лежит, а это связь с потустороннем миром. Я подняла, стала её согревать и отпустила.

 — Светлана Зарасьевна, всё-таки как реальность связана со сном? Сну ведь не прикажешь? Вы записали сюжет, и как он ночью может сниться, сон ведь не под контролем.

— Нет, у меня как раз всё под контролем. Я нахожусь во сне и реальный мир не воспринимаю. Я себя считаю посредником. Одно время я пять лет сильно болела, и мне в институте учёные сказали, что это была шаманская болезнь, боги меня выбрали отображать красками то, что вижу во сне, и я должна исполнять волю богов и тогда не буду болеть. Так и получилось.

На выставке демонстрировалось 50 работ художницы, и семь новых картин она подарила Музею изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре.

— Мне очень понравилось, — сказал Павел Лукич Фефилов, известный художник и краевед. — Светлана Ходжер — представительница древнего шаманского рода, который знаменит в том числе и своим творчеством. Даже в технике рисования у Светланы Зарасьевны есть уникальный взгляд, нет заученности, заимствованности, она работает в оригинальном силе, этого не отнять. Так увидеть и показать в живописи окружающий мир, сказочную историю — это очень важно.

Выставка Светланы Ходжер «Сны над водной гладью» продлится до 18 августа 2024 года.

Евгений СИДОРОВ.Фото автора

Яндекс.Метрика