ДИРЕКТОР ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В становлении и развитии Амурского судостроительного завода немалую роль сыграли руководители предприятия, среди которых особо стоит отметить имя Александра Тимофеевича ДЕЕВА.

Александр Тимофеевич ДЕЕВ был, что называется, плоть от плоти русского народа, родился 27 ноября 1918 года в крестьянской семье в селе Болдырево, что затерялось в глуши тверских болот и лесов. Сегодня это исчезающее поселение, а в первой половине 20 века там проживало более 300 человек.

От Волги до Сахалина

1930-е годы выдались тяжёлыми для многих советских людей. Коллективизация, голод, репрессии вынуждали многих бросать родные места и колесить по стране в поисках работы и пропитания. Семья Деевых, отец, мать, дети, близкие родственники с Верхневолжья перебрались на Сахалин. Там переселенцам давали землю и была возможность заработать деньги.

Жизнь студенческая

В 1937 году Александр перебрался с острова на материк и поступил в Дальневосточный политехнический институт имени В.В. Куйбышева во Владивостоке. Студенческая жизнь одинакова во все времена: скудное питание, много учёбы и мало времени на сон. Впоследствии Александр Тимофеевич вспоминал, как однажды проспал и был вынужден сломя голову бежать на занятия: опаздывать никак было нельзя, суровые 30-е годы таких проступков не прощали. Пока бежал за трамваем, потерял ботинок, надевать не было времени, подхватил да так и добежал в одном.

Годы войны и труда

Великая Отечественная война на время прервала учёбу, из-за дефицита квалифицированных кадров Александр год работал слесарем на Дальзаводе. Обучение закончил в 1943 году, сначала был помощником строителя, затем – строителем, старшим строителем кораблей, сдаточным механиком.

Годы войны – голодные годы. Кораблестроители ударными темпами строили торпедные катера, и Александру как механику приходилось ездить по всем сдаточным базам, принимать боевые катера. За работу полагался флотский паёк, который состоял главным образом из селёдки и вяленой воблы. И как-то раз, возвращаясь из Большого Камня во Владивосток, Александр забыл в автобусе чемодан с продуктами. Как же было ему досадно и обидно!

– Я тоже окончил ДВПИ, проходил практику на Дальзаводе, работал там, – вспоминает сын Александра Тимофеевича Владимир Александрович. – Встречал старых рабочих, мастеров, которые помнили отца как настоящего руководителя, который не боялся начальства и, когда что-то шло не так, мог и вспылить, отстаивая правду. Однажды после совещания он в ярости выскочил из кабинета начальника цеха и запустил в его окно кирпич. И это в сталинские годы, когда и за меньший проступок люди оказывались в лагерях!

С апреля 1958 года Александр Тимофеевич работал главным инженером Владивостокского судостроительного завода № 602 (ныне АО «Дальневосточная верфь»), а вскоре был назначен директором этого завода. В 1960-м вернулся на Дальзавод, но уже на должность руководителя.

– Владивосток ему нравился, – рассказывает Владимир Александрович. – Там он познакомился с Лидией Павловной, моей мамой. Мой старший брат Геннадий и я тоже родились во Владивостоке.

«У высоких берегов Амура…»

В апреле 1964 года Александр Деев был назначен директором судостроительного завода № 199 в городе Комсомольске-на-Амуре (ныне Амурский судостроительный завод). Руководил перепрофилированием завода на строительство средних дизель-электрических подводных лодок проектов 690 и 940, а затем – атомных подводных лодок 667А, 667АУ и 667Б. Кроме того, предприятие строило плавучие доки различного назначения.

– Это был довольно серьёзный шаг: во Владивостоке он был директором судоремонтного завода, а в Комсомольске – судостроительный. Это большая разница, и причём серьёзные корабли строились.

Мне тогда было 13 лет, перешёл в шестой класс. Комсомольск показался небольшим, каким-то домашним, всё-таки Владивосток – крупный портовый город, краевой центр. Но чем мне понравился Комсомольск, он был очень зелёным в те времена, отличные парки, шикарный Амур.

На Амурском судостроительном заводе Александр Тимофеевич проработал 13 лет, с апреля 1964 по 1977 годы. Богатейший опыт судостроителя, начавшего трудовую биографию, что называется, с истоков, со слесарного верстака, и огромный талант руководителя позволили ему вывести огромное судостроительное предприятие в число ведущих. Выполнение сложнейших государственных задач, которые ставило государство перед флагманом судостроения на Дальнем Востоке, стало делом его жизни.

Именно под руководством Александра Тимофеевича на заводе была создана эффективно работающая система управления, ориентированная на строительство атомных подводных лодок, внедрена рассчитанная на это специализация цехов, организовано использование электронно-вычислительных машин для управления производством. Одновременно с атомными ракетоносцами первого и второго поколений здесь строились уникальные по своему назначению дизельные субмарины: «Кефаль» – лодка-мишень и «Ленок» – лодка-спасатель. В период его руководства завод передал Тихоокеанскому Флоту 29 атомных и пять дизельных подводных лодок. При этом осваивались новые марки стали для прочного корпуса, панорамное просвечивание сварных швов, сухой метод вывода судов из эллингов и многое, многое другое.

– Изначально подводные лодки спускались в затапливаемые доки и выводились катерами. Это была не очень передовая система, и при отце лодки за ворота цеха стали выводить на мощнейших пневматических тележках. По тем временам это был технологический прорыв.

Человек многих талантов

Александр Деев пользовался огромным уважением в коллективе завода, сочетая твёрдость характера и высокую требовательность при решении производственных задач с постоянной заботой об организации труда и досуга работников. В эти годы быстрыми темпами росла обеспеченность заводчан жильём, услугами здравоохранения, значительно вырос объём выпуска товаров народного потребления.

– Он был очень контактным с людьми. Несмотря на высокую должность, общался всегда по-дружески, и даже если с кем-то ругался, то быстро отходил, на сдаточной базе приходил в гостиницу к ребятам, они вместе отдыхали, шутили.

– Как вы считаете, для Александра Трофимовича работа была превыше всего?

– Конечно, работа стояла на первом плане. И многие руководители именно так и работали, по-другому было нельзя. С работы, особенно в первое время, отец приходил в 22 часа, когда я уже спал.

– А каким он вам запомнился?

– Помню его всегда очень энергичным. Для меня он был непререкаемым авторитетом, никогда не наказывал, но его слово было решающим. Когда отец был директором Дальзавода, я пошёл в первый класс. И он специально взял отпуск и две недели каждый день садился со мной за стол и занимался, приучал меня к самодисциплине и тщательному выполнению задания. И эти навыки дали мне многое в жизни.

Старший брат Геннадий в то время учился в ДВПИ, как-то приходит, показывает чертёж отцу, он посмотрел и разорвал. Брат возмутился: «Я же столько сидел над ним, чертил!» А отец ему: «Что же ты чепуху делаешь? Давай-ка по-серьёзному выполни, как положено».

Несмотря на занятость, Александр Тимофеевич находил время и для отдыха. Очень любил дальневосточную тайгу, был отменным грибником и заядлым рыбаком. Как было время, обязательно выезжал по Амуру на рыбалку. Рыбачил на удочку, сазанчик, карась, сом – его желанный улов.

– С 1977 года он работал в Москве. Как ему показалась столичная жизнь?

– Он всегда больше любил Дальний Восток. Амур, тайгу, море… Для него это была вся жизнь.

Ещё одна грань таланта Александра Тимофеевича раскрылась, когда он в течение многих лет преподавал в Дальневосточном политехническом институте и в Комсомольском-на-Амуре политехническом институте. «Производственный профессор» читал студентам лекции не об абстрактных вещах, а подкреплял реальными примерами, взятыми из процесса создания кораблей в заводских цехах.

Признание

За свой героический труд Александр Тимофеевич награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие», «За отличие в охране Государственной границы СССР», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Наконец, за выдающиеся заслуги в выполнении заданий семилетнего плана 1959—1965 годов и создание новой техники «закрытым» (без опубликования в печати) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1966 года Александру Тимофеевичу Дееву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Сегодня именем выдающегося руководителя назван морской паром. В сентябре 2023 года «Александр Деев» вышел в море, а значит, дело Александра Тимофеевича останется навечно в истории нашей страны, истории создания российского подводного флота. И думается, пришло время увековечить имя Александра Деева памятной мемориальной доской и присвоить его имя одной из улиц в легендарном городе на Амуре, городе подводного флота России.

Евгений СИДОРОВ.

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «АСЗ»

Яндекс.Метрика