В Музее изобразительных искусств в начале октября открылась персональная выставка члена Союза художников России Николая КАРПОВА «Моей Вере». На минувшей неделе состоялась творческая встреча с автором, во время которой он рассказал, как давно занимается творчеством, и кто на него повлиял.
Николай КАРПОВ родом из Ордынского района Новосибирской области. Отец художника прошёл войну и преподавал в школе изобразительное искусство, черчение и труды. Успевал заниматься творчеством.
– Я видел, как работает отец, – вспоминает Николай Карпов. – Дома он писал двухметровые картины. Тогда я учился в четвёртом классе. У отца было много специализированной литературы, среди которой «Всеобщая история искусства» в 12 томах. Благодаря таким книгам уже в детстве я знал, кто такой Ван Гог. Отец постепенно стал приучать меня к искусству. Он был не только творческим человеком, но и мастером на все руки. У него было несколько этюдников разного размера, сделанные его же руками. Отец мне давал небольшие, и я, ещё не учась в школе, уже писал зимние пейзажи, которые видел из окна. Уже тогда пробовал создавать картины маслом.
Маленький Коля до сих пор помнит, как его отец делал высококлассные копии работ таких знаменитых художников, как Иван Шишкин, Илья Репин, Сергей Васнецов и других.
– У нас в книжном магазине продавались хорошие репродукции, – рассказывает Николай Карпов. – Отец их покупал и затем делал метровые копии. Помню знаменитых «Трёх богатырей» Васнецова. Они тогда меня очень впечатлили своим масштабом.
Спустя несколько лет семья Николая Карпова переехала в Муром. Из этого города была родом его мама. Там она после войны познакомилась с отцом Николая и уехала в Сибирь.
– Когда мы жили в Новосибирской области, отец готовился к поступлению в Московский институт имени Надежды Крупской, – продолжает рассказ Николай Карпов. – Затем мы переехали в Муром, и он поступил на заочное отделение. Помню, как отец давал мне задание делать наброски, лепить из пластилина для его учебных заданий. Мне было интересно заниматься творчеством. Вдобавок я помогал отцу с учёбой. Помню, как лепил из глины быка и красноармейца. Как-то отец принёс с завода целую ванну формовочной глины. Мне разрешено было с ней работать. Параллельно я занимался в художественной студии, с учащимися которой мы выезжали под Муром на этюды. Параллельно участвовали в выставках в Муромском музее. В общем, был активным.
Николай Карпов вспоминает свои первые серьёзные работы. Вместе с отцом он тоже выезжал на пленэры и писал пейзажи. Возможно, с тех времён у него появилась любовь к этому жанру.
– Помню, как сделал пейзаж с памятником архитектуры — небольшой церквушкой, – отмечает художник. – В то время попробовал себя в графике. Когда мне было 17 дет, отец заканчивал своё обучение в институте. Мне он посоветовал тоже поступать в Москву. Поначалу я хотел пойти на чисто художественную специальность, но потом, подумав, решил поступать на педагогическое направление, связанное с искусством. Выбрал институт имени Владимира Ленина. У меня были наработки, пейзажи масляными красками. Перед поступлением приехал к отцу. Он как раз в Москве сдавал сессию. Жил в общежитии. Заочники размещались в общих комнатах и спали на раскладушках. Днём они ходили сдавать экзамены. Я помню, как оставался один и спускался на первые этажи этого здания, где рисовал гипсовые античные скульптуры, которые были на них установлены. В Муроме я не занимался графикой в таких больших серьёзных объёмах. В Москве же сделал тогда десять работ, заодно отточил графические штрихи. Гипс, признаюсь, довольно непросто писать.
Николаю Карпову от отца передалась любовь к природе. Её он изображает с академической точностью.
– Бывает, говорят, что художник передаёт впечатление от увиденного, – подчёркивает Николай Карпов. – Однако даже если мы взглянем на стену, в которой вбит гвоздь, то его заметим. В природе, как мне кажется, такая же ситуация. Важны детали. Чтобы передать её гармонию, нужно следовать законам живописи, которым учили профессиональные художники. Это, конечно, непросто, но результаты того стоят. Та же ситуация с портретами. Если взять человека и его «упростить», ведь это же будет уже кто-то другой.
К работе над портретами Николай Карпов подходит очень скрупулёзно. Если пишет не с натуры, то просит принести много фотографий, чтобы понять характер человека, посмотреть, какой он в разных обстоятельствах.
– Ищу интересное выражение лица, детали образа, – отмечает художник. – Просто так не берусь. Важно, чтобы человек тебя заинтересовал, возможно, даже тронул. Если я взялся за портрет, то такой интерес появился. Когда писал жену для новой выставки, перебрал много фото. Хотелось, чтобы изображение передавало её внутренний мир. На зимней фотографии убрал лишние деревья и кусты, чтобы они не мешали общему восприятию. Самой сложной деталью на этом портрете, как ни странно, стала меховая шапка. Её изображал достаточно долго. А вот с шубой справился, наоборот, очень быстро.
Ещё одним любимым жанром для Николая Карпова является натюрморт. Он настолько хорошо изучил его технику, что может создавать картины по собственным представлениям, собирая предметы воедино в своём воображении.
– Помню, как поставил холст и сказал, что сейчас напишу на нём корзину с грибами, – вспоминает художник. – Изобразил их и лежащими поблизости. Как и с портретом, натюрморт должен быть мне интересен. Помню ранние картины в этом жанре. Одна из них – натюрморт с яблоками, который можно увидеть на моей персональной выставке. Тогда я жил в общежитии на Комсомольской улице. Купил на рынке разных фруктов и принёс их домой в корзине. Там были не только яблоки, но и бананы, ананасы. Раскладывал фрукты в трёх местах, чтобы подобрать лучший ракурс для натюрморта. Чтобы яблоки лежали естественно, несколько раз высыпал их из корзины. Когда я представил эту картину на выставке, известный в городе художник Евгений Короленко назвал её моей знаковой работой. Позже он вместе с Виктором Лановенко предложил мне вступить в Союз художников.
Персональную выставку Николая Карпова можно увидеть в Музее изобразительных искусств до 7 декабря.





Евгений МОИСЕЕВ.
Фото автора