Как сделать изучение истории родного края увлекательным занятием, причём даже для тех детей, кто в силу проблем со здоровьем лишён возможности полноценно смотреть на окружающий мир? Ответ на этот вопрос знают сотрудники городского краеведческого музея, где на минувшей неделе прошла презентация проекта «КраеВидение».
Автором проекта является сотрудник музея Ирина Чипковская. Совместно с коллегами и педагогами детского сада № 88 и школы № 5 она организовала серию занятий для около 90 слабовидящих детей.
— В уставе нашего учреждения прописано, что все посетители должны иметь равные условия для посещения. Как сотрудник музея с одной стороны и как мама девочки с нарушением зрения с другой, я хотела создать такие условия для детей, имеющих проблемы со зрением, — так объяснила Ирина возникновение идеи проекта.
Свою идею Ирина Чипковская опробовала на различных экспертных площадках и получила многочисленные рекомендации. В результате проект был поддержан Благотворительным фондом Михаила Прохорова.
Для достижения цели проект был разбит на ряд этапов. Сначала проведена адаптация программы «Мой край» для детей, имеющих проблемы со зрением. При этом были учтены рекомендации педагога детского сада № 88, имеющего высшее дефектологическое образование и стаж работы более 40 лет.
Затем руководителем проекта совместно с педагогами детского сада № 88 и школы № 5 были набраны группы детей для проведения занятий. На третьем этапе для каждого занятия закуплены специальное методическое обеспечение, оборудование и пять широкоформатных паззлов с историческими фотографиями.
Следующий этап — адаптация музейных экспозиций. Были приобретены различные экспонаты для интерактивных зон «Трогать разрешается». Так, в разделе «Археология» размещена подставка с фрагментами древних сосудов, светильников, орудий труда, фигурка мамонта из кости. В разделе русской этнографии появились посуда, расписанная под хохлому, туеса из бересты. Предметы нанайской культуры также заняли достойное место в отделе нанайской этнографии. В разделе природы Приамурья, помимо чучел животных, которых трогать нельзя, появились «живые картины» — изображения животных с добавлением их натурального меха, который можно было потрогать своими руками.
Также была подготовлена выставка детских книг дальневосточных писателей, где представлены в том числе книги из библиотеки для слепых.
Таким образом, было проведено семь занятий, начиная от общего знакомства с музеем, его экспонатами, фондами и библиотекой. Следующие пять занятий были направлены на изучение различных аспектов истории малой родины. Здесь дети побывали в роли археологов, знакомясь с различными предметами быта, орудиями труда, элементами доспехов древнего человека, исследователей русской и нанайской культур, и даже в роли первостроителей Комсомольска, строя дома из «бревен».
Сохраняя общую историческую канву, в каждое занятие добавлены особые упражнения, направленные на тренировку зрительных функций, подкрепление зрительных ощущений звуковыми и тактильными ощущениями. Например, «строительство» дома проходило под звуки работы строительных инструментов. На другом занятии детям нужно было с помощью лазерной указки показать белке путь до шишки по светодиодному лабиринту. Выполнение этого задания укрепляет зрительные мышцы и способствует улучшению зрения ребенка. Кроме того, для детей дошкольной группы занятия были дополнены мастер-классом по изготовлению тактильной книги о музее, в чём детям помогали их родители. В итоге у каждого ребёнка на память осталась книга, создавая которую, он лучше усваивал пройденный материал.
По завершении презентации её участникам провели экскурсию по тем же местам, которые посещали дети, и дали возможность самим выполнить некоторые задания. Собирать паззл или прокладывать путь по светодиодному лабиринту оказалось довольно увлекательным мероприятием даже для взрослых.
Теперь благодаря проекту «КраеВидение» изучение истории родного города и края стало интереснее, комфортнее и доступнее для юных комсомольчан.
Дмитрий БОНДАРЕВ