Комсомольчанин Алексей ИВАКИН, живущий в Санкт-Петербурге и работающий в области киноиндустрии, впервые за 10 лет побывал в родном городе. Причём добирался до него автостопом два месяца, проехав пол-России и почти весь Казахстан. Поскольку я давно с ним знаком, то не упустил возможности узнать подробности о его путешествии и интересном документальном проекте, который он попутно снимал.
Выйти за пределы сцены…
– Алексей, как ты оказался на западе страны?
– Я неосознанно всю жизнь тяготел к кино и, уже учась в Институте культуры, понял, что меня привлекает кинематограф по ту сторону экрана. Мне интересно самому создавать кино, нежели смотреть его как зритель. Отучившись два года в театральной студии Театра КнАМ, я решил продолжить обучение по направлению «режиссура кинематографа». Но такого направления не было нигде на Дальнем Востоке, поэтому мне оставалось только поступить в театральный институт в Хабаровске. Причём я обучался у того же преподавателя, у которого училась Татьяна Фролова, режиссер КнАМа. В процессе учёбы я понял, что театр — слишком камерное искусство. Он не позволяет выйти за пределы сцены. Но решиться на поездку в Москву не хватало храбрости. В итоге наш преподаватель по речи Сергей Листопадов взбаламутил всех ехать поступать в столичные театральные и киновузы. Нас поехало три или четыре человека. В итоге в 2009 году я переехал в Москву и поступил на подготовительные курсы во ВГИК. Я часто пропадал на съёмочных площадках, тогда ещё снимали на плёнку, это было так круто. Я подглядывал, как ставить свет, как снимать, постоянно ходил на различные кинофестивали, мастер-классы от мэтров международного кино. В 2013 году я окончательно переехал в Петербург и с тех пор там живу и работаю.
– А почему переехал, что не сложилось в Москве?
– Мы работали над короткометражным фильмом «2-3 дня» . Это была ирония на устойчивое выражение, что всё в жизни человека проходит через 2-3 дня, мол потерпи пару дней, и все пройдёт. В основе фильма история, которую я выдумал сам, о человеке, который в силу жизненных обстоятельств решил покончить с собой и организовал сам себе похороны. Сюжет этой истории, которая, кстати, очень понравилась Алисе Фрейндлих, лёг в основу фильма «Карп отмороженный», получившей не одну награду за сценарий. Но наш фильм так и не вышел из-за принятого закона, запрещающего демонстрацию курения в кадре. К сожалению, компания (финансировавшая съёмки. — Прим. ред.) отказалась от дальнейшего сотрудничества, и проект был закрыт. Этот факт и некоторые разочарования в творческом и жизненном плане подтолкнули к переезду в Санкт-Петербург. К тому же это идеальный город для занятий творчеством. Там легко организовать съемки на Невском проспекте, договориться о реквизите, есть доступ в музеи и так далее. Но Петербург нисколько не изменился со времен Достоевского – это по-прежнему такой же мощный, сложный, тяжёлый, психологически давящий город, в котором выживают только сильнейшие. Думаю, я могу причислить себя к числу довольно выносливых людей, если уже седьмой год продолжаю жить и работать в этом городе. Хотя я не понимаю, как это происходит. Когда я вернусь в Петербург после этого путешествия, у меня там нет постоянного жилья и постоянной работы, но, тем не менее, мне удаётся там вполне неплохо жить.
– И чем же конкретно ты занимаешься?
– В основном выполняю разовые заказы – снимаю различные клипы, рекламные ролики. Иногда работаю в кино, на съёмочной площадке. Это не обязательно участие в творческом процессе, а в производственном – я легко могу работать ассистентом художника, декоратором или просто рабочим на площадке.
Взгляд почти из космоса
– Расскажи о том проекте, которым сейчас занимаешься.
– В каких местах ты уже побывал и какие планируешь ещё посетить?
– Два года назад мы с моим другом Павлом Железным решили объехать всю Россию. В этом путешествии родился проект, который мы назвали «Планеты России». Всего в нём будет четыре серии, по количеству времён года. В первую серию войдут Байкал, Эльтон – самое крупное солёное озеро в Европе, расположенное в Волгоградской области, Алтай, Владивосток и остров Русский и наша местная достопримечательность – озеро Амут. Мне понравилась атмосфера этого места, оно точно отвечало задачам нашего проекта, то есть каждое место как отдельная планета в нашей стране. Россию я вижу как большую галактику, в которой есть много разных планет, и ты, как Маленький Принц, можешь гулять по ним. Кстати, концепция съёмки у меня тоже такая космическая, ты словно сквозь стекло скафандра смотришь на окружающий мир. Амут для меня представляется этаким Меркурием, он такой же маленький. Непонятное место, как будто тебя взяли и посадили туда в капсуле. Попадая туда, ты словно теряешь ощущение пространства и времени. Я и музыку подбираю такую, которая будет переносить тебя туда полностью, чтобы ты забыл, что находишься перед экраном монитора или телевизора.
– В этом году я отправился продолжать съёмки с новым участником проекта — Фёдором Калининым. Он учится на океанолога, и у него большой опыт путешествий, но на Дальнем Востоке он ни разу не был. Кстати, Фёдор отметил, что здесь ему очень уютно, просторно и дышится легко, небо высокое и закаты очень красивые. Вместе мы проехали автостопом почти через всю Россию, а также весь Казахстан. Это какая-то особенная, волшебная страна. Нас все принимали, кормили, давали денег, встречали и провожали, как будто нас там ждали. Все локации, которые мы посетили, — это что-то запредельное. Как, например, Чарынский каньон, который является практически копией американского Гранд-Каньона, но гораздо больше его. Нам также рассказывали про вулкан, который появился посреди степи, и много других уникальных мест. Эта страна идеально подходит под концепцию моего фильма, и у меня родился параллельный проект, который будет называться «Планеты СССР», и каждая его серия будет посвящена отдельной стране Советского Союза. Конечной точкой в этом году должен был стать остров Курильской гряды Шикотан, но стал Владивосток. На Курилы мы хотим вернуться весной, а зимой снять город Мирный в Якутии, возле которого расположены два самых глубоких карьера, вырытых человеком, а также захватить зимнюю Камчатку, зимний Байкал и ещё несколько мест.
Проложить туристический маршрут домой
– А как ты думаешь, Комсомольск может стать популярным местом для путешествий?
– Цель моего проекта не только показать этакое космическое путешествие по России, но и популяризировать новые туристические направления, в том числе и Комсомольск-на-Амуре. Здесь есть всемирно известный Театр КнАМ, который не знают в России, есть уникальные заповедные места, тайга. Это место легко может стать туристическим. Тут рядом есть Владивосток и Байкал. Если всё это соединить в один маршрут, запустить чартерный рейс – это будет просто бомба! Европейцы толпами едут в Казахстан, их много и на Байкале. И в Комсомольск они поедут, если город этим займётся. Не надо думать, что здесь край света и никто сюда не поедет. Поэтому моя задача как режиссера – «расшевелить» муниципальные органы власти и турфирмы, чтобы они начали работать над привлечением туристов, в первую очередь иностранных, поскольку в поездках по стране я замечаю безразличие россиян к своей собственной стране. Но я думаю, что эта ситуация за пять лет исправима, если каждый на своем месте будет развивать инфраструктуру, заниматься популяризацией своих достопримечательностей и так далее. Всё это непременно приведёт к росту туристического потока, и наша страна заживёт другой жизнью. Причём начинать надо с самих себя: мы должны начать больше путешествовать хотя бы внутри своего региона.
– В чём, по-твоему, причины слабого развития туризма в России?
– В первую очередь, в ценах на авиабилеты. Я, конечно, сильно сомневаюсь, что наши монополисты в этой сфере захотят снижать тарифы на перелёт. Хотя, по логике, снижение цен должно привести к росту количества продаж билетов и росту прибыли. Возможно, ещё причина в том, что наша страна настолько огромна, что чисто психологически с детства у человека сидит мысль, что невозможно увидеть её полностью за всю свою жизнь. Зачем человеку из Санкт-Петербурга интересоваться, что там на Камчатке есть увлекательного, если понимает, что он там вряд ли когда-нибудь окажется?
Ну и, конечно же, немаловажный фактор – это уровень жизни человека, живущего в России. Многие из нас живут настолько плохо, что не могут себе позволить путешествовать. Однако у небедных людей также зачастую отсутствует желание к изучению родной страны. С чем это связано? Возможно, с риском получить низкий уровень комфорта, инфраструктуры или безопасности. Где-то эти проблемы являются мифом, а где-то, к сожалению, реальностью. В России на туризм смотрят как на бизнес, но пока это не стало потоком, это не может быть бизнесом. Должно поменяться мышление, что не надо на этом «рубить бабло», а надо это пропагандировать. В итоге люди, которые поймут это раньше остальных, заработают гораздо больше, чем жаждущие быстрых денег.
про