Персональная выставка Людмилы ХОДЖЕР «Магия драконов» открылась 19 января в Музее изобразительных искусств.
Гостям были представлены уникальные изделия из рыбьей кожи, выполненные в лучших традициях декоративно-прикладного искусства нанайского народа.
Такой необычный материал требует от мастера усидчивости и выносливости. Достаточно сказать, что на небольшое панно уходит около двух месяцев работы, а Людмила Викторовна создаёт из рыбьей кожи даже ковры! При этом она не окрашивает шкурки, а комбинирует кусочки естественной окраски, добиваясь удивительной гармонии узоров и цветового колорита.
— Людмила Викторовна, что вы считаете самым сложным в работе?
— Самое сложное и трудоёмкое – обработка рыбьей кожи. В этом процессе нужны мужские руки, мне муж помогает. Снимает, промывает, выделывает на станке.
— Какая обычно рыба идёт на изделия?
— Как правило, кета, горбуша, щука. В основном — кета. Лучшая в обработке — щука, самая фактурная – кета. Во время путины мы живём на Амуре и рыбачим три недели.
Следует отметить, что в работу идёт почти вся рыба: шкура, кости. Изделия получаются очень прочные и долговечные, в сапогах из рыбьей кожи можно ходить зимой, в прошлые времена для тепла использовали специальную траву.
Магия стихий
Немаловажно, что в творчестве народов Приамурья всегда присутствуют древние анимистические воззрения, благодаря которым обожествляются и наделяются душой не только объекты природы, такие как сопки, реки, озёра, но и сами стихии. Река Амур – это Чёрный Дракон Мангбо. А за гармонию мира в нанайской мифологии отвечают три дракона: земной Мудур, небесный Сиймур и водный Пуймур.
По словам Людмилы Ходжер, рыбья кожа — магическая вещь, оторваться от которой невозможно. Каждый узор на халате, ковре, панно – это небольшой рассказ, и каждый наполнен символическим смыслом и волшебной силой. По нему можно узнать об обычаях нанайцев, сказаниях, поверьях. Прекрасно владея различными швами вышивки, совмещая в одном изделии разные материалы и фактуры, мастерица добивается в своих работах высокой образности. Традиционные мотивы она смело сочетает с модой дня сегодняшнего, получая современные наряды, достойные подиумных показов.
Людмила Викторовна принимает активное участие в выставках, краевых конкурсах и международных фестивалях. Работы нанайской мастерицы экспонировались в городах Дальнего Востока,а также в Таиланде, Китае. Некоторые из них хранятся в частных коллекциях Японии и США.
— Как за границей относятся к вашему искусству?
— Прекрасно принимают. Недавно мы были в Китае на китайско-нанайском фестивале. Там есть этническая группа нанайцев, живущих в этой стране, и они также сохраняют традиции декоративно-прикладного искусства нашего народа.
Добившись признания в декоративно-прикладном искусстве, сегодня Людмила Викторовна передаёт своё мастерство подрастающему поколению. На протяжении многих лет она работает руководителем кружка декоративно-прикладного искусства в центре «Амтака».
2023 год был объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом наставника, 2024 год – Годом семьи. В творчестве Людмилы Викторовны воплощаются и наставничество, и семейные традиции.
И пока три дракона нанайской мифологии хранят гармонию мира, такие мастера, как Людмила Ходжер, сохраняют культуру своего народа, сокровища традиционных ремёсел, берегут и передают следующим поколениям магию старинного узора.
Выставка продлится до 18 февраля 2024 года.
Руслан БАШИРОВ. Фото автора