Сокровище китайской шкатулки

Концертную программу «Изящная национальная музыка» представил 19 октября ансамбль струнной и духовой музыки «Дун-У» Сучжоуского университета Китайской народной республики. На сцене Дома молодёжи в этот вечер звучала Цзяннаньская музыка сычжу.

Комсомольск-на-Амуре стал одним из нескольких пунктов остановки ансамбля, который путешествует по городам России, где при вузах существуют отделения Института Конфуция. В городе юности его принимал Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, где тоже присутствует этот Институт. Таким образом музыканты, в число которых вошли преподаватели и студенты университета, побывали в Москве, Новосибирске, Благовещенске и после Комсомольска отправились во Владивосток. Все концерты по маршруту следования проходили совершенно бесплатно, причём прийти на них могли не только учащиеся вузов, но и простые горожане.

— В составе нашего ансамбля 12 человек – двое преподавателей, а остальные студенты, — говорит заведующая центром художественного образования Суджоуского университета Чань Цинь. – Все они играют в свободное от занятий время и участие в ансамбле – это такая форма самодеятельности. Кроме того, в нашем вузе есть такие творческие группы, как европейская опера, группа чтецов, хор, художественная мастерская.

Восточные переливы традиционной китайской музыки создавали особую атмосферу. Она накладывалась на яркие красно-жёлтые костюмы девушек, игравших на традиционных струнных китайских музыкальных инструментах, и, казалось, весь зал чудесным образом переместился в китайскую провинцию времен императора Чжу Юцзяо. Даже названия мелодий перекликались с национальными мотивами – «Шесть цветов, шесть чувств», «Прекрасное Тайху», «Бамбук в сиянии лунного света», «Лунное отражение в глади озера».

Чтобы зрители ещё сильнее почувствовали себя вовлеченными в китайские музыкальные традиции, ведущая Ван Цзян Мин (в программке она звалась скромно «ведущая») предложила спеть национальную песню. Да не на русском, а на китайском языке. Не думайте, что это сложно. Вместе с девушкой, которая, кстати, продемонстрировала изумительные вокальные способности, зрители повторили несколько фраз вроде «Кай У Мэй» и «Лэй Цзё Мэй Кай», а потом уже всё пошло само собой. Под нехитрую мелодию весь зал распевно повторил выученные слова, в результате чего получилась настоящая песня.

Ансамбль выступал под управлением дирижёра Чен Цзянь Чжунь, который не только руководил коллективом, но и сам играл на хулусе – небольшом духовом инструменте, который в южных провинциях Китая используется для сигнала окончания работы в полях. Чен Цзян сначала задавал темп исполнения композиции, а потом поворачивался к публике и солировал, извлекая из инструмента мягкие звуки флейты.

И снова зрители оказались в самой гуще концерта. Десять добровольцев по приглашению музыкантов вышли на сцену, взяли в руки хулусы и попробовали сыграть на них под управлением дирижёра. Конечно, до изысканной музыки было далеко, да и сами «музыканты» сначала держали инструменты вверх ногами. Но скоро справились с задачей, и смогли извлечь звуки, похожие на мелодию. Чен Цзян Чжунь был доволен, и даже пригласил всех приехать в Китай поучиться играть на народных инструментах.

— К нам уже приезжали представители Хэйлунцзянского университета, Даляньского университета иностранных языков, и вот теперь мы с удовольствием принимаем творческий коллектив Суджоуского университета, — говорит Андрей Кошкин, проректор АмГПГУ. – Многие наши студенты изучают китайский и другие восточные языки, поэтому для них посещение такого концерта очень интересно. Кроме того, мы даём возможность посетить концерт всем, и это уникальная возможность познакомиться с китайской музыкой.

В конце своего выступления «Дун-У» исполнил и две наших мелодии – «Ой, цветёт калина» и «Подмосковные вечера». Давно известно, что эти песни любят не только в России, но и в Китае. Конечно, национальная специфика наложила свой отпечаток на эти композиции, поэтому узнать их было непросто, но стоило как следует прислушаться, и мотив сам собой проникал в душу, будил детские воспоминания, украшенные новым исполнением.

После того, как программа завершилась, музыкантов поприветствовал ректор АмГПГУ Виктор Бавыкин. Хозяева и гости обменялись подарками и сделали совместную фотографию.

 

Что же такое Цзяннаньская музыка сычжу?

Китайские исследователи дают ей такие характеристики: малая, ловкая, тонкая, изящная, живая (импровизационная).

Малая потому, что исполняется небольшими коллективами – до 7-8 человек. Реже бывает больше, как в случае с ансамблем Сучжоуского университета, в котором 12 исполнителей, не считая дирижёра. По китайским меркам это совсем ничего. Однажды на дне рождения китайского императора Суй Яна, правившего 1500 лет назад, играл оркестр численностью в 18000 исполнителей.

Ловкая означает, что это простая, но изящная народная музыка, не обремененная сложными конструкциями и глубоким смыслом.

Тонкая потому, что в этой музыке используются достаточно тихие народные инструменты, не содержащие нижнего регистра – эрху, янцинь, бамбуковая флейта ди.

Изящная – под этим понятием понимается, что каждый инструмент отличается яркой индивидуальностью тембра.

Живая – характеризуется импровизационностью. Дело в том, что для исполнения музыки сычжу не пишутся ноты, музыканты просто садятся и играют совершенно без репетиций.

А ещё Цзяннаньская музыка сычжу считается чайной. То есть её обычно исполняли в чайных – местах встреч и бесед. Такая музыка поднимала настроение и успокаивала.

 

Яндекс.Метрика