Спасти предприятие и похудеть: интервью нового директора «Плодоовощей» Максима Аликина

В середине января на городском предприятии «Плодоовощи» появился новый руководитель. Предприятие занимается поставками овощей, фруктов, круп и прочих бакалейных товаров в школы, детские сады, лечебные учреждения. Директором стал Максим Аликин, который с июля 2018 года руководил Хлебозаводом № 3, а после его продажи перешел на аналогичную должность в «Плодоовощи». В интервью для «ДВК-медиа» он рассказал, каковы итоги его руководства хлебозаводом, в каком состоянии он принимает «Плодоовощи» и какие у предприятия перспективы.

Когда вас назначили директором Хлебозавода № 3, он уже стоял на торгах. Через несколько месяцев предприятие было продано и вы покинули должность. Теперь вас назначили директором «Плодоовощей», которые тоже выставлены на продажу. Создается ощущение, что вас приглашают не как постоянного руководителя, что у вас несколько иная миссия.

В случае с хлебозаводом миссия была — не остановить производство. Я там начал работать 25 июля. На тот момент у предприятия был запас муки до 3 августа; сотрудники бунтовали по поводу задержек зарплат, обращались в разные органы, к президенту; были огромнейшие долги перед поставщиками — порядка 37 миллионов рублей; пустые прилавки во всех магазинах; кондитерское производство не работало, булочное — не работало, хлебное выпускало что-то через раз. Поэтому задача стояла не увести в банкротство предприятие, чтобы оно не закрылось. Ну и, если найдется новый собственник, готовый вложить деньги, передать ему дела.

Честно говоря, я шел туда поддержать предприятие в переходный период до 5 сентября — в этот день были первые торги, я рассчитывал, что завод купят. Но эти торги не состоялись, и в итоге все растянулось до конца года, в декабре предприятие выкупил новый собственник (Владимир Дубинин, владелец торговой сети «Амба» — прим. ред.), и я передал ему дела.

Нового собственника вы сами нашли?

Нет, поисками занимались администрация города и правительство края. Как я понимаю, он вокруг завода долго уже ходил, оценивал риски, наверное, ему казалось, что проще с нуля построить новое производство. Но мы в этот период устроили активную медийную кампанию вокруг завода, организовывали экскурсии, пресс-туры, показывали, что предприятие живое, есть нормальная продукция, которая пользуется спросом. Мне кажется, активное освещение в СМИ помогло: инвестор посмотрел на предприятие и принял решение вложить туда деньги.

Вас позвали сохранить работу предприятия, у которого огромные долги, производство и розница в упадке — как получилось удержать завод от гибели и еще и новые линейки продукции запускать? Вы же не принесли с собой на завод чемодан денег? Тем более, что даже кредиторская задолженность по итогу осталась прежней. Если с материальной стороны ничего не изменилось, в чем волшебство?

Без чемодана. И кредитные организации не дали нам ни копейки. Мы сократили ненужные затраты. Сделали ставку на рентабельную продукцию — открыли кондитерское производство, водный цех. Решили проблему пустых прилавков в магазинах: нашли новых поставщиков, а со старыми, которым были должны, договорились о погашении задолженности при условиях поставок. Провели сокращение штатной численности: когда я пришел, было порядка 360 человек, уходил — было 230. Причем убрали действительно людей, которые не участвовали в основном производстве, просто получали зарплату. Были и «мертвые души».

Этот кризис был больше связан с управлением. В последний год там почему-то руки опустились. Если бы нужные меры приняли хотя бы на полгода раньше, может быть, город смог бы спасти и модернизировать предприятие за собственные средства.

В общем, с заводом было очень всё сложно. Для меня это был уникальный опыт: я за первые же две недели похудел на семь с половиной килограммов.

«Плодоовощи» тоже переживают не лучшие свои времена и тоже стоят на торгах. Вы в этой ситуации опять временный кризисный управляющий или намерения и планы более глобальные?

Мы понимаем, что продать «Плодоовощи» будет не так уж легко, там не такие ликвидные активы; материальная база невысокой ценности; сам по себе этот бизнес, если брать с заключенными договорами, он практически ничего не стоит. Я не думаю, что в ближайшее время найдется покупатель для этого предприятия в его нынешнем состоянии.

А как так вышло? В прежние годы «Плодоовощи» работали с уверенной прибылью, отдавали приличные дивиденды в городской бюджет, к торжествам по случаю 85-летия Комсомольска предприятие обеспечило чуть ли не все праздничное наружное оформление. И тут спустя год — семь миллионов убытков.

Есть объективные причины. Это и возросшая конкуренция, и изменения в законодательстве. Например, многие торги и тендеры проводятся именно для субъектов малого и среднего предпринимательства, и всюду эти субъекты получают поддержку — каникулы по налогам и по проверкам. АО «Плодоовощи» с недавних пор в связи с тем, что сто процентов его акций принадлежат муниципалитету, не попадает в категорию субъектов малого и среднего предпринимательства (по закону муниципальные образования могут владеть не более чем 25% акций, иначе это уже не субъект малого и среднего предпринимательства — прим. ред.) и в таких торгах участвовать не может. Соответственно, предприятие уже находится в неконкурентных условиях. Хотя, на мой взгляд, в таких вопросах как детское питание стоило бы отодвигать всяких непонятных индивидуальных предпринимателей и иметь единого поставщика.

Плюс, конечно, здесь тоже присутствуют управленческие проблемы.

Еще один момент. Часть школ и детских садов отказались от работы с «Плодоовощами». Раньше предприятие было монополистом: не нужно было идти по школам и доказывать, что продукты «Плодоовощей» лучше, что доставка своевременная и так далее. Этого взаимодействия не было. Знали, что даже если привезти гнилую капусту, все равно к тебе вернутся. Коммерсанты не такие, они под кожу залезут, будут убеждать. А в «Плодоовощах» такого в последнее время не было.

Плюс здесь, возможно, сыграл свою роль тот факт, что предприятие выставлено на торги. Руководители переживают, что договор заключат, а предприятие потом продадут. Кто и как будет поставлять продукты в школу в этой ситуации, неясно, а детей нужно кормить.

В итоге, по сравнению с прошлыми годами количество контрактов на поставки сократилось на 80%. Но контракты заключаются на квартал. Поэтому мы будем стараться качественно отработать этот период и готовить почву, чтобы на второй квартал увеличить количество договоров и исправить ситуацию.

В связи с этим сейчас мы полностью меняем коммерческий отдел.

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние АО «Плодоовощи» с точки зрения экономики? Предприятие вообще работоспособно?

Предприятие работоспособно, коллектив тоже. Состояние неудовлетворительное, но точку невозврата предприятие еще не прошло. При определенных усилиях и факторах возможно, что ситуация нормализуется.

По финансам ситуация следующая. Задолженность перед поставщиками — порядка 7-8 миллионов рублей. Задолженности по налогам нет, по заработной плате задолженности нет, перед ресурсоснабжающими организациями задолженности нет. То есть положение, мне кажется, попроще, чем на хлебозаводе.

Какие меры будете принимать, чтобы вытащить предприятия из кризиса?

Первое — это увеличение объемов продаж, то есть нужно заключать больше контрактов.
Второе — снижение затрат. Например, можно оптимизировать логистику, исправить маршрутные листы, чтобы сэкономить ГСМ. Плюс уже закрыли магазин «Наш выбор 27» на Аллее Труда 57, который ежемесячно приносил большие убытки. Он там в окружении «Амбы» и рынка «Рума» просто не пошел. Уже проведено сокращение штата, и до сих пор мы ищем оптимальную численность, которая позволит эффективно решать поставленные задачи.
Третье — поиск поставщиков с наиболее выгодными ценами. В последнее время «Плодоовощи» не всегда выбирало оптимальных поставщиков. Я уж не знаю, с чем это связано — с разгильдяйством или с чем-то еще.

Идей много. Например, почему бы нам не заняться выращиванием картофеля? Хранить есть где, продавать есть где, осталось выращивать.

Какой срок для себя определяете, когда уже можно будет оценить начальные результаты работы?

Я думаю, это ближайшая осень, когда наступит период заготовки. Сможем ли мы качественно провести заготовку продукции, есть ли у нас деньги на это — по этому будет понятно, выбрались мы из кризисной ситуации или нет.

Алексей Ларин

Яндекс.Метрика