Корпуса производственных помещений ТОСЭР «Комсомольск» на площадке «Парус» заметны издалека. Яркими сине-белыми кубиками выделяются они среди пустоши, заваленной сугробами грязного снега и земляными отвалами.

30 января губернатор Хабаровского края Сергей Фургал прибыл в Комсомольск-на-Амуре. Свой первый в 2019 году визит в Комсомольск глава региона практически полностью посвятил производственной сфере, в первую очередь посетив площадку ТОСЭР «Парус» и Амурский судостроительный завод.

Эти тяжёлые резиденты

В ожидании прибытия губернатора журналисты задают вопрос: сколько же резидентов уже приступили к работе и планируется ли приход других инвесторов?

— ТОСЭР «Комсомольск» — это несколько производственных площадок в Амурске, Комсомольске-на-Амуре, Солнечном районе, — отвечает первый заместитель главы города Евгений Коршиков. — На Комсомольской площадке 14 резидентов, непосредственно на площадке «Парус» — три резидента, ещё пять на площадке «Амурлитмаш». Сейчас на согласовании находятся 4 заявки. Надеемся, что с началом реализации проектов процесс регистрации пойдёт более энергично. Тем более мы обеспечиваем площадку всей необходимой инженерной инфраструктурой, включая газ.

Согласно плану, корпуса будут сданы в аренду резидентам небольших предприятий, которые в силу своих финансовых возможностей не могут позволить себе строительство производственных площадей. И всё-таки, несмотря на формальные успехи, проблем на «Парусе» ещё очень много, и именно на них сделал упор губернатор Сергей Фургал в разговоре с руководством города:

— Понятно, что у нас возможности есть, нам надо, чтобы бизнес сюда пришёл. Видите, он что-то сюда не идёт как-то. Всё красиво, но мало.

Губернатор обратил внимание, что дорога на Парусе всё ещё закрыта, и этот вопрос надо решать. Чтобы полностью закончить дорогу, требуется 74 миллиона рублей, и, соответственно, эту финансовую помощь ждут со стороны правительства Хабаровского края.

— Будем думать, но без логистики тут делать нечего. Не будет логистики, не будет ничего, — сказал Сергей Фургал.

На предложение по поводу планов собирать с китайскими партнёрами автобусы на газомоторном топливе губернатор ответил:

— Китайские партнёры очень тяжёлые. С ними можно вести переговоры годами, выйти на соглашение, подписать кучу бумаг, но в последний момент возникают какие-то препятствия и они отказываются.

Сергей Фургал признал, что сегодня ситуация с привлечением новых инвесторов очень сложная, и предложил городским властям активнее выходить на инвестиционный бизнес Хабаровска, Комсомольска, активнее рекламировать ТОСЭР, в том числе и с помощью прессы.

— Возможно, люди не знают, что здесь есть коммуникации, льготное налогообложение, выгодная аренда, — говорил Сергей Фургал. — Надо активнее предлагать. Выходить на соседей — Приморский край, Амурскую область. Может, кто-то захочет здесь перерабатывать рыбу, сельхозпродукцию. Мы рыбы вылавливаем 376 тысяч тонн, а сколько … в плане глубокой переработки?

Но даже если на площадку готов зайти резидент, это совсем не значит, что здесь тут же начнётся производство. Примером может служить площадка производства бортовых кабельных систем, трубопроводов для компании «Сухой». Начало строительства зависит от размещения заказов на авиазаводе.

А гостям-то платят больше!

В ходе посещения Амурского судостроительного завода Сергей Фургал обратил внимание на важность завершения работ по строительству двух крайне необходимых региону морских паромов. На сегодняшний день заводом изготовлен и передан на стапель первый корпус 80 процентов готовности, второй выполнен на 20 процентов.

К сожалению, достроить паромы без удорожания не получится. Сегодня стоимость каждого около 10 миллиардов рублей, и удорожание ожидается до 20 процентов.

Кроме того, глава региона подчеркнул важность долгосрочных заказов для развития производства. Сейчас АСЗ подписывает договор на 2 корвета и несколько малых ракетных кораблей.

— В том, что завод будет работать, я даже не сомневаюсь. Вопрос только в том, как быстро он будет развиваться. Конечно, нам нужен заказ хотя бы лет на пять. Хорошие заказы позволяют заводу жить нормально.

Сегодня на АСЗ трудятся 1260 комсомольчан, и вполне естественно, что губернатор поинтересовался, какая средняя зарплата у рабочих.

На что руководством завода был дан ответ, что сварщик 3-го разряда зарабатывает от 35 до 45 тысяч рублей, 4-го разряда — порядка 50-60 тысяч, 5-го разряда — 60-75 тысяч рублей. И тем не менее рабочих не хватает, поэтому предприятие вынуждено привлекать специалистов со всей страны. Однако оказалось, что приезжим больше платят.

— Они работают больше, по 12 часов, у них сдельная оплата, — прокомментировал этот момент первый заместитель гендиректора Игорь Будылин.

Узнав, что рабочие-вахтовики не платят налоги в местный бюджет, губернатор предложил подумать над вариантом временной регистрации филиала организации, чтобы вахтовики хотя бы НДФЛ платили.

— Мы сейчас готовим программу о развитии всех наших территорий и, кроме этого, будем договариваться со всеми крупными предприятиями, чтобы все подряды, все работы отдавались местным, чтобы денежная масса оставалась в регионе, — сказал Сергей Фургал.

Что касается вопроса о грядущем сокращении персонала, то губернатор и руководство завода заверили, что среди рабочих сокращений не будет. Наоборот, предприятие готово принять на работу специалистов рабочих профессий.

Отвечая на вопрос о перспективах АСЗ, губернатор был предельно откровенен, сказав, что либо Комсомольск остановит отток своего населения, либо останется без кадров. Кроме того, сейчас идёт активная работа по докапитализации производства АСЗ, а в ближайшем будущем на предприятие должен прийти большой заказ. Также ставится задача по привлечению к работе в основном местных рабочих, чтобы все подрядные работы выполнялись нашими организациями. А для этого надо выравнять оплату между приезжими и местными специалистами.

Евгений СИДОРОВ

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована