Спектакль трёх актрис — так можно назвать премьеру постановки «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович, которую 14 марта показал образцовый молодёжный театр «Город солнца».

Мы уже дважды писали о работах этого коллектива — «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита» и «Я забыла переодеться». В обеих постановках самые яркие роли исполнял Ярослав Напасников. На этот раз Ярослав выступил уже не актёром, а режиссёром. И даже немножко экспериментатором. Кстати, на афише этого спектакля так и говорится — эмпатийно-тактильная лаборатория. Но вот о том, кому нужно симпатизировать и что трогать, поговорим чуть позже.

— Первый опыт режиссёрской работы у меня был в середине 90-ых, когда я, будучи десятиклассником, впервые пришёл в театральную студию к Лилии Пахомовой, — говорит Ярослав. – Тогда была постановка «Тайна синей пантеры» по одноимённой музыкальной сказке. Я работал с младшим составом театральной студии 4-ой школы. «Наташина мечта» — это уже моя третья именно режиссёрская работа. Выступать актёром и режиссёром – в каждом случае работа творческая. Но если сам выходишь на сцену, ты обмениваешься энергией со зрителем, получаешь совсем другой кайф, нежели когда руководишь постановкой.

Итак, все мы были подростками. А у кого-то в этом возрасте было увлечение взрослым человеком, сложившимся и успешным. Между ним и ребёнком огромная пропасть, ведь никто, даже сам объект любви, не воспринимает подростка всерьёз. Помните, как в фильме «А может это любовь?» завуч в ответ на этот самый вопрос патетически восклицает: «Да какая в 16 лет может быть любовь?». Наверное, вот таким вопросом ломаются детские судьбы…

Эта пьеса о трёх разных девочках с одним общим именем и общей бедой — безответной любовью. Всё действие разделено на три новеллы, каждая из которых в данном исполнении — монолог героини.

Екатерине Зориной, самой старшей из актрис, досталась роль воспитанницы детского дома. Её Наташа — жёсткий и бескомпромиссный человек, какой и положено быть настоящей детдомовке. Она не ограничивается хлёсткими эпитетами в адрес соперницы. Жизнь научила её: «бей первым, Фредди!», и она не задумывается над моральными «издержками», когда нужно постоять за себя. Бьёт лучшую подругу, высказывает агрессию воспитательнице. Не гнушается и воровством.

Но вот случается то, что ставит жизнь с ног на голову. Наташа влюбляется в корреспондента городской газеты. И самое прискорбное, что даже поделиться этой то ли радостью, то ли бедой не с кем. Подруги засмеют, воспитатели не примут всерьёз первое большое чувство. И ведь хочет эта Наташа не чего-нибудь сверхъестественного, а преследует вполне естественные человеческие ценности:

— Главное, чтобы он меня любил. Чтобы он подошёл ко мне и сказал: Наташа, ты реально самая клёвая девчонка на Земле. Выходи за меня замуж.

Но среда определяет поведение девочки, поэтому все её поступки запрограммированы не моралью, а «понятиями». Значит, как только появляется соперница, трагедии здесь не избежать. Но понимает это зритель только в конце новеллы.

Персонажу Евы Алексеевой в жизни повезло куда больше, чем первой героине спектакля. И семья у неё есть, и в школе она учится отлично, и после занятий у неё ещё куча всяких бассейнов, стадионов и творческих студий, и даже на телевидении её заметили и пригласили вести телепрограмму. Мама у этой Наташи психолог, которая учит справляться с жизненными неурядицами, так что и психика у девушки – настоящая Великая китайская стена, не пропускающая внешние раздражители.

Но стена эта разваливается как карточный домик, как только появляется любовь и тот самый треклятый треугольник. Потеряно всё – самообладание, контакт с родителями, здравомыслие. На их место приходит холодная расчётливость в борьбе с соперницей. И в этих условиях Наташа готова переступить через любые устои. Главное решить, что ей дороже – любимый человек или любимое дело?

Создатели спектакля говорят, что соперница на самом деле выдуманная. Это альтер-эго героини. Честно признаюсь: я этого не распознал. Наверное, когда ты встаёшь в 6 утра, а день твой расписан так, что и в носу поковырять некогда, твоя психика действительно прибегает к различным фокусам, лишь бы отвлечь мозг от постоянного интеллектуального напряжения.

Но дело, как мне кажется, даже не в этом. Главное, в новелле видно, как человек меняется под действием возникших чувств, причём не в лучшую сторону. Говорят, любовь облагораживает человека. А вот и не всегда. Если объект любви ты воспринимаешь как свою собственность, не мудрено, что готов за неё к настоящим боевым действиям.

Третий персонаж пьесы, как вы уже поняли, тоже Наташа, и эту роль исполняет Даша Леснова. Эта простая деревенская девочка, влюблённая в Диму Билана, пишет письмо своему кумиру и читает его зрителям. Пронзительность этой новеллы в том, что зритель сразу понимает, насколько тщетны усилия девочки обрести своё счастье. Понимает ли она сама это? Наверное, где-то в глубине души. Но в письме она этого не показывает. В её простых строчках звучит надежда на встречу.

Спектакль выстроен таким образом, чтобы актрисы контактировали со зрительным залом. Первая Наташа требует дать ей воды. И для этого даже стоит кувшин. Задача зрителя – не только догадаться, что эта просьба адресована ему, но и решиться на определённое действие. Да, оно простое – встать, налить воды, подать страждущему подростку. И в тоже время это и трудно. Представьте себя ребёнком, который впервые на концерте хочет вручить артисту цветы, но не может сойти с места от ступора.

Вторая Наташа не просто общается с людьми. Она заглядывает каждому фактически в глаза, берёт за руку, чтобы зритель почувствовал контакт, вовлечённость в действие.

Ну а Даша Леснова и вовсе предлагала вместе с ней склеивать из кусочков бумаги некую мозаику. И надо было просто взять у неё этот лоскутик, смочить клеем и приложить к большому листу.

— Судя по показам, которые мы делали на зрителя, актрисам удалось достичь контакта с публикой, — подводит итог Ярослав Напасников. – На премьере люди действительно пытались включиться в действие. Даже во время обсуждения многие говорили, что им очень хотелось выйти, вступить в диалог и даже чем-то помочь персонажу. Именно на это и была нацелена постановка. Правда, не знали, как это сделать.

Как говорит труппа «Города Солнца», если их не победит коронавирус, спектакль покажут на фестивале «Театральное зазеркалье», который пройдёт с 27 по 30 марта. А также на городском фестивале «Волшебство театра» с 17 по 19 апреля. Кроме того, он будет ставиться и на сцене школы №5, где базируется «Город Солнца».

Об авторе

В средства массовой информации пришел целенаправленно, уволившись с военной службы. Работал в городской телекомпании, корпоративной газете «За сталь», сегодня является заместителем главного редактора газеты «Дальневосточный Комсомольск». Главным принципом журналистики считает объективность.

А ещё у нас есть

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
Яндекс.Метрика