12 апреля весь мир отмечает Всемирный день космонавтики. И не случайно происходит это именно в день, когда первый советский космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту вышел на орбиту Земли. Практически каждый из нас знает историю полёта, но мало кто догадывается, что не всё было просто с этим первым шагом человека за пределы атмосферы.
Начать нужно с того, что и Советский Союз, и США стремились обогнать друг друга и готовили свои корабли лихорадочно, в режиме спешки отказываясь то от одного, то от другого узла, без которых сегодня нельзя себе представить полёты в космос. Например, на корабле «Восток» решено было пожертвовать системами спасения на старте и мягкой посадки, а также дублирующим устройством торможения корабля. Зная об этом, первый космонавт планеты, заранее написал прощальное письмо своей семье, но в связи с успехом космического полёта его передали супруге Гагарина только через семь лет – в день гибели Юрия Алексеевича.
Действительно ли первый полёт в космос был по-настоящему пилотируемым? Конечно, нет. Изначально было непонятно, как поведёт себя человек в условиях невесомости, поэтому карт-бланш был предоставлен именно автоматике. И она работала. Не идеально. Иной раз ситуация могла повернуться трагически, когда, например, поздно отключилась третья ступень, из-за чего «Восток» забросило на 100 км выше запланированной орбиты. Или когда случился сбой с отделением спускаемого аппарата от агрегатного отсека, что привело к вращению и страшной болтанке. К счастью, в конце концов система «одумалась», и отстрел, пусть и с опозданием, но произошёл.
Другой вопрос: была ли у Гагарина вообще возможность управлять кораблём? По некоторым данным, да, была, но её ограничили специально из-за всё той же неизученности поведения человека в космосе. Опасаясь, что космонавт сойдёт с ума, создатели «Востока» заблокировали управление, а снять блокировку пилот мог только в случае решения математической задачи, которую поместили в специальный конверт. Вскрыть его можно было только в самой экстремальной ситуации.
А вот с системой мягкой посадки всё куда более интригующе. Так как её не стали ставить на «Восток» ради упрощения и увеличения надёжности, Гагарину на завершающей траектории снижения спускаемого аппарата пришлось катапультироваться и спускаться отдельно на парашюте. А поскольку первый полёт в космос, согласно международным правилам, официально считался рекордом, его можно было зарегистрировать лишь при выполнении оговорённых правил. Одно из них гласило: пилот должен осуществить мягкую посадку непосредственно в корабле. Сами понимаете, способ приземления Юрия Гагарина противоречил этому условию, и сей момент решили не афишировать. По той же причине международного рекордного комиссара не приглашали на место посадки, а протокол заполнили своими силами.
Сегодня принято говорить, что Советский Союз скрывал подробности посадки первого космонавта, чтобы не лишиться звания первой космической державы, однако это не совсем правда. Скажем так, на этом не принято было заострять внимание, но информация такая была. Ещё ребёнком я видел книгу, где в картинках был показан полный цикл полёта Юрия Гагарина вплоть до катапультирования и посадки на парашюте.
Что же касается американского астронавта, то стартовал он с опозданием почти на месяц – 5 мая 1961 года. И хотя его полёт длился всего 15 минут (против 108 у Гагарина) и на высоте куда меньшей (186 км против 302 км у Гагарина в апогее), с формальной точки зрения Алана Шепарда можно считать первым представителем человечества, оказавшимся в космосе. Американец самостоятельно управлял своим «Меркурием» и совершил мягкую посадку непосредственно в спускаемом аппарате, значит, и официальный рекорд принадлежит ему.
Тем не менее весь мир, равно как и США, именно полёт советского «Востока» признают первым полётом человека в космос. Вряд ли иностранных специалистов убедил наш рекордный протокол. Просто подобное достижение выше формальных условностей для любого человека Земли, а труд советских конструкторов заслуживает самой высокой оценки и всеобщего признания.