Пока мы тут, борясь с весенним авитаминозом, решаем свои ежедневные проблемы, сетуя на серую скуку бытия, на театральных подмостках, оказывается, кипят нешуточные страсти. Театральные фестивали один за другим будто волна за волной накрывают город.
Детско-юношеская театральная студия «Пилигрим» под руководством Ларисы Гранатовой и Дмитрия Баркевича приняла живейшее участие во всех этих событиях с постановкой «Ганди молчал по субботам».
Результат впечатляет: ГРАН-ПРИ межрегионального фестиваля «Театральное зазеркалье». По итогам городского фестиваля «Волшебство театра-2019»: «Лучшее художественное решение образа спектакля», «Лучший спектакль фестиваля», «Лучшая режиссура спектакля», «Лучшая роль спектакля».
На чёрном полу истлевает бумага,
Теряя покорно свою белизну,
Как двери вселенского универмага,
Открыты проёмы в твою пустоту.
И плачем надрывным срывается в бездну
Твой хрупкий осколок привычных зеркал.
Давай, соберись! Это все безвозмездно!
И тупо молчи, потому что устал…
«Ганди молчал по субботам» — пьеса молодого петербургского драматурга Анастасии Букреевой — история о подростках, о семье, о беспощадных реалиях социума, об одиночестве и поиске общения, о первых в жизни смертях, боли и разочарованиях. А ещё о том, как всё это преодолеть и остаться человеком. Человеком с мечтой о простом счастье.
Пьеса с триумфом ставится сейчас на многих столичных сценах. Подростков играют взрослые дяди и тети, но у нас случай особый — возраст главных героев совпадает с возрастом исполнителей, что придаёт спектаклю дополнительный смысл и шарм. Персонаж в исполнении Саши Колясникова — мальчишка, от лица которого ведётся повествование, зол, разочарован и не знает, что делать. Его привычный и такой родной, тёплый и безопасный мир с уходом отца из семьи летит в тартарары со всё нарастающей скоростью. Юный актёр находит такие краски для характеристики своего героя, что порой просто забываешь, что это игра, принимаешь историю как личную драму Саши. Студийцы «Пилигрима» (запомните эти имена, вполне возможно, что скоро мы увидим их в рецензиях на спектакли столичных театров) Сергей Лакунцов, Ксения Лукьянова, Семен Капитоненко, Саша Кравцова, Ксения Петухова, Агата Балина, Поля Сарилова правдиво и остроумно отыгрывают ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни ежедневно: попытка пустым разговором уйти от неудобных вопросов; стремление решить личные проблемы сменой окружения, не меняя при этом внутренних установок; бегство вместо принятия…
Театральность, условность при этом проявлены откровенно и ярко, активно стимулируя воображение зрителя, провоцируя на разгадывание метафор, на трактовку мастерски исполненных пластических этюдов.
Режиссер Лариса Гранатова утончённо вживляет метафоры в театральную ткань спектакля, превращая повествование в искусную мозаику клипов, в самые настоящие жизненные «комиксы». Комиксы дают возможность смоделировать любую ситуацию и предупредить о потенциальных последствиях наших легкомысленных действий. Зритель понимает, что за каждым персонажем стоят реальные люди. Это очень важно. Когда люди начинают понимать, что за представленной «картинкой» скрыт какой-то смысл, в них начинает пробуждаться сознание. Они видят, что:
- — если есть смысл, его нужно понять;
- — может быть, стоит хотя бы ненадолго замолчать и подумать, как это практиковал сто лет назад в далекой Индии Махатма Ганди, мудрец, философ и поэт, исповедовавший идею ненасильственного сопротивления (хотя Индия здесь совершенно ни при чём);
- — о чём человек думает, тем он и становится;
- — полезнее понять, простить и принять, чем ненавидеть, страдать и карать;
- — старики, когда что-то бормочут себе под нос, — не маразматики, просто им хочется поговорить со сверстниками, а те давно умерли;
- — жизнь — удивительная штука, непредсказуемая, полная противостояний хаоса и порядка. Тебе выбирать, чего вокруг тебя будет больше.
Пьесу отличают тонкий психологизм, нетривиальность сюжета, пронзительность интонации. Внутренний монолог подростка подаётся одновременно забавным и грустным, легкомысленным и исполненным печальной мудрости, очевидным в своих оценках происходящего и неожиданно загадочным в последующих реакциях. Перед нами — целая вселенная отдельно взятого парня-подростка, что уже само по себе интересно. Особенно родителям, особенно детям. Особенно всем. А театральная огранка «Пилигрима» заставила пьесу сиять ещё ярче.
— Спасибо жюри за тёплые слова, адекватный разбор, существенную критику, сопереживание и понимание, — говорит режиссёр Лариса Гранатова. — Низкий поклон нашему зрителю за искренние слёзы, смех от души, горящие глаза, дрожащий голос после спектакля и озадаченные, думающие и красивые лица после просмотра. Пожалуй, это самая главная для нас награда.
Татьяна ЧАНОВА