«Глотком свежего воздуха для города» назвали посетители новую выставку члена Союза художников России Юрия БЫКОВА, получившую название «Размер ХХL, или Чёрные дыры и белые карлики». Экспозиция привлекала уже своим названием. Как связаны между собой образы, вынесенные в заголовок? Ответы можно было получить в работах Юрия Ивановича.
Картин на новой выставке Юрия Быкова немного, однако они все большие по формату. Отсюда и «ХХL» в названии. О подобной экспозиции художник думал уже давно, и вот наконец-то ему удалось реализовать намеченный замысел. Все работы были созданы примерно за пару месяцев, правда, у некоторых имелись эскизы, над которыми Юрий Иванович начал работать ранее.
На выставке представлена графика нескольких видов. На большинстве работ, вошедших в экспозицию, можно увидеть так называемые чёрные дыры. Они для художника, часто использующего в своём творчестве метафоры, весьма символичны и обозначают некую опасность. Чтобы узнать, откуда она исходит, стоит детально изучить полотна Юрия Быкова.
Сразу на нескольких картинах встречается образ мухи, парящей над людьми. Она, как объясняет художник, один из символов этой опасности. Насекомое можно встретить, скажем, на картине «Пространство ХХL». Вообще, на этой работе сразу несколько мух, однако одна из них выделяется особенно. Приглядевшись внимательнее, можно заметить, что она превосходит по своим размерам летящий в небе самолёт. Муха парит над героем, едущим верхом на тигре, символе Хабаровского края. Есть на картине и другие насекомые больших размеров, например, пауки и кузнечики. Всю эту композицию словно разбивают черные дыры, готовые вот-вот затянуть в себя всё вокруг.
Художник признался, что, работая над выставкой, хотел немного поиграть со своим зрителем, с юмором рассказать о серьёзных вещах. На триптихе «Ночной дозор. Битва поэтов» вновь мы можем увидеть муху. На этот раз на первой картине она сидит над людьми, смотрящими на современный мир. На второй работе представлено некоторое сражение, и завершает триптих поверженное насекомое.
— В мире сейчас есть опасность, и исходит она из разных мест, — прокомментировал художник. — Неприятности есть и в быту, они исходят и из космоса, когда их нам посылает сама Вселенная. В триптихе «Ночной дозор. Битва поэтов» идёт борьба. У меня было несколько трактовок. С одной стороны, поэты бились между собой за подходящие ритмы и рифмы. Потом я решил, что они будут бороться с внешней опасностью, которую я представил в виде мухи. Работа носит позитивный характер, ведь зло в итоге повержено.
Глядя на эти три картины, некоторые посетители вспомнили известную поговорку о том, что не нужно делать из мухи слона.
На фоне тёмных работ отчётливо выделается картина «Солярий», выполненная жёлтым цветом. Линии на работе рождают некие образы, например, здесь можно разглядеть лежащие тела.
— В последнее время я всё чаще стал использовать в работах жёлтый цвет, — добавил Юрий Быков. — Картина была выполнена в одно время с остальными, поэтому она и попала на выставку. Думаю, прямой связи с другими работами серии искать не нужно. Хотя общее присутствует. Жёлтый цвет создаёт некий диссонанс, как и чёрные дыры, он разрушает гармонию жизни.
На многих картинах, имеющих приписку «ХХL» можно увидеть китайские иероглифы. На одной из работ чёрные дыры изображены на китайском драконе. По мнению художника, некая опасность исходит и от нашего территориального соседа.
Ещё один триптих Юрия Быкова получил название «Сумерки» и посвящён Интернету. На первой картине можно увидеть страницу поиска. На двух остальных — набор букв и символов. Продолжая общую тематику выставки, можно предположить, что ещё одну угрозу для жизни людей художник видит в непроверенной информации, в большом количестве представленной во Всемирной паутине.
Подобных образов и символов в экспозиции можно найти ещё больше, если детально рассматривать каждую работу. Выставка «Размер ХХL, или Чёрные дыры и белые карлики» будет работать в течение месяца, до 16 июня.
Евгений МОИСЕЕВ