Весь православный мир 7 января отмечает Рождество Христово. Католики отмечают его 25 января. На Руси еще до прихода христианства в это время праздновали Коляду. Все эти праздники так или иначе были связаны с днем зимнего солнцестояния, после которого увеличивался световой день и считалось, что рождается новое Солнце, новая жизнь.
Традиции празднования одного из важнейших праздников на Руси –не забыты. В Силинском парке поклонники славянской культуры вновь собрались, чтобы провести обряд колядования. Коляда – это праздник победы сил света над тёмными силами. С этого момента день начинает прибывать, как говорят в народе «на воробьиный скок» или «на заячью лапку». Его неотъемлемыми чертами являются обряды перевоплощения в гостей из иного мира. Перевоплощаются в животных, надевая на себя их шкуры, рога, уши и хвосты. Мастерят особые личины-маски, закрывающие лицо, чтоб народ не узнавал. А ещё обряжались в людей, противоположных по возрасту и полу, надевая на себя свойственные им предметы одежды и облика. Например, малые детки рядились в старичков.
Как правило Коляда празднуется спустя три дня после зимнего солнцестояния, которое в 2019 году пришлось на 22 декабря. Этот день и два дня после него известны под названием Карачун. Его не празднуют, но при его наступлении проводятся специальные обряды для очищения и освобождения от всего ненужного.
Коляда – солнечный бог. Бог мира, дружбы и пиршеств, повелитель перемен в жизни людей. Он часто изображался в образе младенца, символизируя тем самым зарождение нового солнца.
В это энергетически особенное, заряженное время можно сжечь свои грехи, изменить судьбу, переродиться, как заново рождается обновлённое Солнце. Такой шанс был у каждого пришедшего на праздник в один из домов Силинского парка. Но прежде всем предстояло принять участие в интересном представлении, которое организовал Добрыня Соловьев в соответствии со старославянскими обычаями.
С наступлением сумерек по избе пронёсся стук, и в неё вошёл «полазник» – дед в вывороченной мехом наружу шубе, шапке и с длинной седой бородой (эдакий прообраз Деда Мороза). Он рассказал гостям про неприятную весть, что сломался мост, по которому должно взойти новое солнце и им предстоит отыскать «бадняк» (сухое дерево, украшенное цветными лентами), с помощью которого предстоит починить переправу. А охраняют бадняк окрутники – силы зла и нечисти. Чтобы их одолеть, участникам обряда пришлось вступать в кулачный бой, задабривать сладостями, а также петь песни и танцевать. Даже когда удалось «срубить» бадняк (его роль играло заранее заготовленное и украшенное лентами бревно) и унести, его обладателя догоняли переодетые в козлиные и волчьи шкуры и маски окрутники.
В результате добро всё-таки победило зло, бадняк был положен в костёр, чтобы, сгорая, он поднялся на небеса для починки моста нарождающемуся солнцу. Затем начали водить хороводы. Именно в этот момент нужно было сжигать все свои грехи, заряжаться энергией обновления и просить исполнения желаний в будущем году.
А затем провели еще один интересный ритуал: каждый желающий брал в руки длинную палку, и, ударяя по лежащему в костре бревну, спрашивал у присутствующих «Веселяк ли наш бадняк?». Те хором отвечали: «Веселяк», а в небо взмывали искры от удара. Считалось, что чем больше искр, тем счастливее будет жизнь у того, кто ударяет.
Завершилось празднование чаепитием и исполнением русских народных песен. На Руси Коляда переходил в Святки, продолжавшиеся примерно до 6-7 января. Многие славянские обычаи и традиции почти канули в Лету, но эти все еще остались с нами.