На передовой в борьбе за жизнь

В любое время года и днем, и ночью наша «скорая помощь» спешит на помощь людям. И в первую очередь именно от оперативности и профессионализма работников этой службы зависит дальнейшая судьба тех, кто оказался в беде.

Работа здесь одна из самых сложных в сфере здравоохранения. Тут могут удержаться только настоящие профессионалы, преданные своему делу, умеющие не только лечить, но и сострадать. Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи г. Комсомольска-на-Амуре» (КГБУЗ ССМП) обеспечивает оказание круглосуточной экстренной медицинской помощи населению города Комсомольска-на-Амуре и прилегающих посёлков. Свыше 100 тысяч вызовов в год, тысячи спасённых человеческих жизней – вот что значит скорая помощь.

Врио главного врача Наталья Майкова в службе «скорой помощи» работает с 1993 года. В своё время, получив образование в престижной Ивановской медицинской академии, в 1987 году с мужем приехала в Комсомольск.

— Наталья Юрьевна, почему Комсомольск?

— В Ивановской области жизнь-то не лучше и тогда была, и сейчас. Здесь я радовалась жизни, там в 80-х годах в магазинах ничего не было, только банки с килькой. И до сих пор я приезжаю в Иваново, ситуация хуже, чем у нас. Сестра работает акушеркой в областном центре, у неё зарплата 11 тысяч. Рядом Москва, которая работает как пылесос, вытягивая специалистов на работу. Сейчас миграция идёт везде.

— За последние годы, на ваш взгляд, какие произошли изменения в работе «скорой помощи»?

— Врачи, работающие на «скорой помощи», стали защищать кандидатские и докторские диссертации. Кардинально изменилась техника, значительно обновился автопарк. По нашим правилам одна машина должна работать в течение пяти лет, затем она списывается. Каждый год в службу поступают новые, специализированные машины, в которых есть всё, что требуется для оказания квалифицированной помощи. С кадрами проблем особых нет — среди фельдшеров много молодёжи, все фельдшеры работают по двое, хотя по России во многих местах они работают по одному. А два сотрудника могут оказать гораздо более квалифицированную помощь.

— В каких случаях сейчас человеку на самом деле нужно вызывать бригаду «скорой помощи»?

— В первую очередь при угрожающем жизни состоянии. Хотя некоторые вызывают «скорую помощь» не один раз в день, они хотят получить медицинскую помощь быстро и квалифицированно, а в поликлинику идти надо. Есть бабушки, которые забывают, что вызывали «скорую помощь», такие у нас на учёте. Однако мы никому не отказываем.

— Но отказываете в госпитализации?

— Отказаться от госпитализации имеет право сам гражданин. Отказ оформляется в карте вызова. Естественно, с пациентом проводят беседу, ему объясняют, чем может закончиться его отказ, и если пациент адекватен, он имеет право подписать документ. При его неадекватности за госпитализацию отвечает врач. В этом случае мы работаем с родственниками.

— Пандемия на работу «скорой помощи» сильно повлияла?

— Безусловно. Увеличились расходы на приобретение средств индивидуальной защиты, медицинские работники стали получать дополнительные выплаты. Сейчас под каждым вызовом может скрываться коронавирусная инфекция, поэтому приходится усложнять процедуру выезда. Сначала специалисты устраивают небольшой допрос пациента по телефону, устанавливают повод вызова «скорой». Сотрудники бригады выезда надевают по две маски, две пары перчаток, бахилы, шапочки. Смена – сутки. Нагрузка высочайшая. К тому же с сентября идёт рост как по коронавирусу (где-то на 20 процентов увеличилось количество вызовов), так и по заболеваниям ОРВИ, пневмонии. А впереди нас ждёт ещё и грипп.

Людей с подозрением на коронавирус везём во вторую больницу. Где-то диагноз подтверждается, где-то нет. Мы создали для обслуживания города четыре инфекционные бригады, одна на Ленинской подстанции и три — в Центральном округе. В этих бригадах все сотрудники экипированы в защитные костюмы.

— Можно ли сказать, что «скорая помощь» города работает на пределе своих возможностей?

— Нет, резервы у нас всегда есть. Согласно приказу Минздрава, одна машина рассчитана на десять тысяч населения, а у нас его 240 тысяч. Но в зависимости от нагрузки руководитель имеет право уменьшить или увеличить количество машин. Средств индивидуальной защиты также достаточно.

— В работе «скорой помощи» нагрузки больше физической или психологической?

— Думаю, больше психологической. У нас были случаи нападения на сотрудников и неадекватного поведения пациентов. Каждый фельдшер имеет телефон с кнопкой тревожного вызова, который идёт в Росгвардию.

— Как вы думаете, сегодняшняя ситуация с коронавирусом действительно серьёзная?

— Вполне серьёзная. Перепрофилируют койки, увеличилось количество больных, смертность. Среди наших сотрудников шестнадцать человек переболели коронавирусом. К сожалению, люди не понимают всю серьёзность ситуации. В борьбе с коронавирусом работают врачи всех специальностей, кроме того, мы постоянно проводим переобучение специалистов.

— Действительно ли в город пришла новая вакцина от коронавируса?

— Пока нет. Если придёт, в первую очередь будут прививать медицинских работников.

— В чём сила медицинской маски?

— В основном, она защищает от крупных воздушно-капельных частиц. Если кто-то чихнул, кашлянул рядом, хоть какая-то защита.

Остаётся добавить, что труд сотрудников «скорой помощи» – это всегда колоссальная ответственность и вместе с тем самоотверженность, выдержка и мужество.

В своё время Сократ сказал, что судья, педагог и медицинский работник получают свой дар свыше. Если обычный человек спасает чужую жизнь, то его чествуют как героя, тогда как для медицинского работника спасение людей является ежедневной тяжёлой работой. И цена ошибки в такой работе очень высока – это может быть жизнь другого человека.

Сегодня врачи в прямом смысле слова на передовой, идёт тяжелейшая борьба с коронавирусной инфекцией. И от экипажей машин с красным крестом во многом зависит исход этого противостояния в масштабах как города, так и страны в целом.

История вопроса
До конца 18 века в России бесплатная медицинская помощь не оказывалась никому. Обычные люди лечились народными средствами, а те, кто побогаче, обращались к платным семейным врачам.
Иногда при церквях имелись богадельни, где лечили обратившихся. Во время эпидемий роль скорой помощи исполняли полицейские. Они перекрывали заражённые районы, убирали и хоронили тела.
В 1898 в Москве появились 3 пункта скорой медицинской помощи. На каждой стояли кареты, запряжённые лошадьми. Врачей вызывали прямо на улицу.
Часто докторами выступали полицейские. Вместе с ними дежурили студенты мединститутов. Так интерны учились оказывать первую медицинскую помощь.
После революции «скорая помощь» работала кое-как, но в 1926 году всё изменилось. Доктора на мотоциклах с бригадой выезжали на дом, выписывали лекарства и забирали в больницу. В 1957 году в Ленинграде появилась первая машина экстренной помощи.

Обязаны ли сотрудники «скорой помощи» нести больного на носилках?
Согласно приказу Министерства здравоохранения № 100 от 26 марта 1999 года, фельдшер «скорой помощи» обязан «обеспечивать переноску (а не носить – прим. ред.) больного на носилках, в случае необходимости принять в ней участие».
В то же время в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1993 г. № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную» максимально предельно допустимая масса поднимаемого груза для женщин составляет 10 килограмм. Вспомните, чаще всего фельдшерами «скорой помощи» работают именно женщины.
Водитель машины «скорой помощи» «обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке».

Обязаны ли сотрудники «скорой помощи» надевать бахилы при входе в квартиру?
Сразу несколько нормативных документов Министерства здравоохранения говорят о том, что такой обязанности у работников «скорой помощи» нет. Не обязывают это делать и должностные инструкции бригад СМП.

Клятва Гиппократа
Впервые клятва записана древнегреческим целителем Гиппократом и стала документом с III века до н.э. Кстати, в первоначальном варианте присяга запрещала врачу содействовать в аборте.
Сегодня клятва Гиппократа трансформировалась в так называемую клятву врача, текст которой утверждён в статье 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно этому документу лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, клянутся честно исполнять свой долг, быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, уважать человеческую жизнь, уважать своих учителей, обращаться за помощью и советом к своим коллегам, когда этого требуют интересы пациента, совершенствовать своё мастерство.

Яндекс.Метрика