Павел Богачёв работает в речном флоте вот уже 26 лет. Окончив в Красноярске речное училище командного состава, начал карьеру речника третьим механиком на пассажирском теплоходе «Георгий Седов». Со временем стал старшим помощником капитана. Работал на «Седове» до самой постановки судна на прикол.
Сегодня теплоход, как мы знаем, покоится на дне Амура и уже никогда не примет на свой борт пассажиров. Павел Багачёв, как и вся бывшая команда «Седова», испытывает огромное сожаление по этому поводу. С выходом из строя теплохода фактически закончилась эпоха туристического судоходства Комсомольска-на-Амуре. Путешествие на нём было настоящим праздником для горожан – комфортабельные каюты позволяли совершать дальние рейсы, а ресторан и увеселительные мероприятия делали поездку максимально приятной. Члены команды по-прежнему считают, что «Георгий Седов» ещё долго смог бы совершать рейсы, если бы ему своевременно сделали ремонт и не дали утонуть.
Теперь Павел Богачёв работает капитаном теплохода ОМ-8. Судно за навигацию делает 13-14 рейсов в месяц в Халбы и 26 рейсов на Пивань. Вместимость судна 87 человек, и до недавнего времени теплоход собирал у себя на борту лишь по 20-30 пассажиров. Всё изменилось в 2019 году во время наводнения. Тогда закрыли автобусные маршруты на Пивань, и людям пришлось искать альтернативные транспортные маршруты. Оказалось, что туда можно добраться не только автомобильным, но и речным транспортом. Более того, поездка на ОМ-8 оказалась куда более удобной, быстрой и, как считает сама команда судна, романтичной, нежели в душном автобусе. Дачники быстро оценили такой способ передвижения, поэтому вот уже две навигации теплоход в рейсы до Пивани отправляется от комсомольской пристани, будучи загруженным под завязку.
— Со многими пассажирами, особенно постоянными клиентами, беседуем в течение рейса, — говорит Павел. – Как правило, они делятся с нами своими домашними и дачными делами. Я, правда, сам не дачник, но, если речь заходит о речных делах, обязательно поддерживаю разговор. Люди часто мне говорят, что им нравится ездить на дачу именно нашим теплоходом.
С точки зрения речников Амур — одна из самых сложных для судоходства крупных рек России. Его фарватер постоянно меняется. Посадить на мель судно проще простого, требуется огромный опыт, чтобы избежать этого. Ситуация усугубляется наводнениями, когда большая вода смывает судоходные знаки, а восстановить их быстро не получается.
— Бывает, идёшь по Амуру, и вдруг в том месте, где никогда ничего не было, возникает остров, — говорит Павел. – А это означает, что нужно менять фарватер. Фактически такие изменения происходят каждый год. Но для настоящего профессионала это не проблема.
Интересуюсь у Павла, как он относится к мнению, что наводнения на Амуре происходят якобы из-за того, что никто не углубляет русло земснарядами, как это было раньше. Но капитан решительно отвергает эти доводы:
— Амур длиною около 3 тысяч километров, всю реку не перекопаешь. А земснаряды раньше работали не на углубление русла, а на добычу песка. Амурский песок очень ценится в строительстве. Говорят, его закупали даже Япония и Арабские Эмираты.
2020 год стал исключительным во всех сферах нашей жизни, и речники тоже это почувствовали. Во время нынешней навигации экипаж ОМ-8 с удивлением наблюдал настоящее нашествие медведей на берег Амура. Раньше их визиты к большой воде были скорее исключением, но не на этот раз. На глазах команды и пассажиров хозяин тайги когда в одиночку, а когда с потомством ходит по берегу в поиске пропитания. Что его сюда тянет, остаётся только гадать. Возможно, выброшенная на берег рыба, погибшая от загадочного массового падежа этим летом. За рейс можно было увидеть 3-4 медведя. Сами животные никак не реагируют на проходящие суда – молча лакомятся рыбой, спокойно озираясь вокруг. С конца 90-х годов не было таких массовых звериных визитов.
Непростая работа у речника, и тут главное – поддержка семьи. Конечно, когда долго не ночуешь дома, близкие беспокоятся, но Павел Богачёв говорит, что проблем по этому поводу не бывает. Зато его близкие – частые гости на борту ОМ-8. Не стала исключением и пятилетняя дочь Павла. Впервые на судне она побывала ещё грудным ребёнком, а сейчас ни одной навигации не пропускает – приходит к отцу на работу, чтобы почувствовать упругий амурский ветер и прокатиться вместе с папой.
Сейчас навигации уже закончилась, и ОМ-8 отправился в Хабаровск на ремонт. Но пройдёт совсем немного времени, Амур очистится от льда, и по его глади вновь будет курсировать теплоход под управлением Павла Багачёва и его команды.