Фотограф по особым поручениям

Уникальный проект позволит комсомольчанам взглянуть на фотографии из музейных фондов, которые  по большей части долгое время не были доступны широкому кругу посетителей. 12 марта в Музее изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре открылась передвижная выставка «Забытое путешествие: фотографии Петра Шимкевича, XIX в.».

На открытии выставки перед гостями выступила Виктория Малакшанова, главный научный сотрудник сектора этнографии Хабаровского краеведческого музея им. Н.И.Гродекова.

— Проект рассчитан на целый год, — сказала Виктория. — Наша цель – расширить доступ к уникальным фотографиям, чтобы люди смогли увидеть историческое прошлое народов Сибири и Дальнего Востока.

На открытие выставки пришло довольно много посетителей. Гости выставки Раиса Петровна и Елена Васильевна остались очень довольны представленной экспозицией:

— Нам все очень понравилось. И фотографии интересные, и историческое прошлое.

Кто же такой Пётр Поликарпович Шимкевич, чиновник по особым поручениям?

И бросало его от Парижа до Амура…

К 1892 году Пётр Шимкевич успел получить высшее техническое образование, продолжил обучение в Париже, затем преподавал инженерное дело в Петербурге, поступил на военную службу и по приглашению генерал-губернатора Приамурья барона Корфа прибыл на Дальний Восток. Так началось восхождение к научным вершинам этнографа, путешественника, чиновника по особым поручениям, члена Императорского Русского географического общества.

С фотоаппаратом по тайге и степям

По прибытии на Дальний Восток летом 1894 года Пётр Шимкевич получает первое задание и отправляется в путешествие «для изучения малых народностей и разработки административных мероприятий, способствующих улучшению их положения, сохранения от вымирания».

Первая его поездка была в Забайкальский край, где он познакомился с культурой и жизнью бурят. Собирая статистические данные и сведения о коренных народах, он фотографировал их повседневную жизнь и вёл работу по сбору этнографических коллекций. Из этой экспедиции он привёз порядка 350 фотографий быта жителей Бурятии. Во время путешествия по Забайкалью ему удалось побывать во всех дацанах (бурятских буддийских монастырях-университетах, коих в России насчитывалось 35), где он ознакомился с религиозной стороной жизни бурятского народа.

Последующие экспедиции состоялись в Приамурье, на Нижний Амур, Амгунь, Якутию. Результатами поездок Петра Шимкевича стали доклады со статистическими данными, этнографические карты, научные труды по шаманизму гольдов и тунгусов. Все материалы были опубликованы в газете «Приамурские ведомости» и научных монографиях.

Главными героями фотографий Петра Шимкевича стали коренные жители Приамурья, Якутии и Забайкалья. Ему удалось запечатлеть и сохранить уникальные детали повседневной жизни  эвенков, бурят, негидальцев, нанайцев, удэгейцев и других. К примеру,  Шимкевичу удалось посетить все стойбища негидальцев — одной из самых малочисленных групп коренных народов Приамурья, которые действительно находятся на грани вымирания народностей Дальнего Востока.

Стоит отметить, что в поездке по Приамурью ему очень помогли якуты, которые профинансировали приобретение костюма негидальского шамана. Более того, они выделили средства для покупки якутских серебряных украшений и нарядов, а Ниманская золотопромышленная компания помогла привезти все предметы в Хабаровск.

Работать с фотокамерой в 19 веке – это вам не в наше время смартфоном селфи делать. Приходилось использовать стеклянные пластины для негативов и затем перевозить отснятый материал на нартах, лодках, оленях, верблюдах. Поразительно, что большая часть этого хрупкого материала впоследствии была доставлена не только в Хабаровск, но и в Европу.

Остаётся добавить, что с приходом XX века, началом революции и гражданской войны многие работы Петра Шимкевича были утеряны. Сейчас очень трудно найти даже его письма. Но случаются отдельные находки. Найдено около тысячи фотографий, из них около пятисот оригинальных снимков. Личное дело Петра Шимкевича хранится в государственном архиве Владивостока.

По крупицам собирая информацию, специалисты выяснили, что после своих путешествий он уехал в Санкт-Петербург, затем в Париж. Там он находился в довольно стеснённых финансовых обстоятельствах, и вполне возможно, что ему пришлось продать часть своих негативов в европейские музеи. В 1913 году Шимкевич вернулся в Россию и вновь уехал в Забайкалье, где принимал участие в создании Нерчинского музея. Собирал материалы о культуре тунгусов, изучал ламаизм и шаманизм.

С началом революции следы талантливого учёного-этнографа окончательно теряются в буреломных годах гражданской войны. Сейчас, глядя на эти прекрасные своей самобытностью фотографии прошедших времен, мы видим образ Забайкалья и Дальнего Востока XIX века — многослойного мистического пространства, очень неплотно прикрытого зыбкой реальностью.

Выставка продлится до 4 апреля 2021 года.

Яндекс.Метрика