Экспедиция проекта «Байкал – Аляска» побывала в Комсомольске. Экипаж из Иркутска, состоящий из пяти человек, прибыл в наш город 17 августа, а уже на следующий день отправился дальше – в сторону Николаевска-на-Амуре. Позади у ребят 4 тысячи, а впереди ещё 7 тысяч километров по необъятным дальневосточным просторам.
Кроме руководителя проекта Анатолия Казакевича, в путешествии участвуют: Артём Богославский – оператор и режиссёр из Беларуси; Александр Ломп, вместе с которым Анатолий прошёл путь до Аляски; Андрей Прудников – самый опытный участник, за плечами которого 160 тысяч километров за Полярным кругом, которые он преодолел на снегоходах и гидроциклах; Виктория Волкова – настоящая красавица, участница модельного бизнеса. В Николаевске-на-Амуре к экипажу присоединится ещё один иркутянин — Илья Фетисов.
— Этой экспедицией мы заново открываем речные пути, которыми раньше пользовались русские купцы, казаки и военные, — рассказывает Анатолий Казакевич. — К сожалению, эти маршруты со временем были забыты. Ещё 100 лет назад в Благовещенске было 600 пароходов. Сегодня мы прошли по Амуру, и за всё время не встретили ни одной лодки. Только корабли береговой охраны. Хотя на китайской стороне видно, что жизнь кипит.
Встречай нас, Америка!
А началось всё с того, что Анатолий в 2007 году заинтересовался северным путём до Аляски. Собрав необходимую информацию, он сделал неутешительные выводы – никто не ходил этими маршрутами более века. В итоге была собрана команда, которая провела череду разведок, собрала информацию о маршруте. Затем в течение трёх летних сезонов 2017-2019 годов на 12-метровом парусно-моторном надувном катамаране ребята прошли от Иркутска до Аляски. Весь маршрут получился 15 тысяч километров.
Сначала экспедиция прошла по всему Байкалу, затем участники похода перетащили судно через перевал Даван, попали в бассейн реки Лены, по ней вниз 2000 км до Якутска. Потом 1500 км по реке Алдан до посёлка Нелькан. Там разобрали катамаран, перевезли его на «Урале» в Аян, прошли до Охотска и Магадана, пересекли пролив Шелехова. Обошли всю Камчатку, попали в Анадырь, после чего дошли до бухты Провидения, пересекли Берингов пролив, оформив переход границы, очутились в американском посёлке Ном. Ходу до него всего 32 часа.
— С помощью нашего проекта я пытаюсь скорректировать представления о том географическом мире, который есть, — продолжает Анатолий. — Нам кажется, что справа карта заканчивается и там ничего нет. На самом деле Земля круглая, как бы банально это ни звучало, и в Америку можно попасть не только слева, но и справа, где граница между странами всего 4 км. Мы соседи, и в США все очень хорошо относятся к русским, все интересуются туризмом, хотят ездить в Сибирь.
Сложности, с которыми приходится сталкиваться что в экспедиции на Аляску, что сейчас, – это шторма и дикие звери. Приходится регулярно брать метеосводку, взаимодействовать с МЧС Хабаровского края, чтобы избежать плохой погоды.
— Что касается зверей, то на Амуре мы пока ещё ни одного крупного животного не видели – ни лося, ни медведя. А вот, например, во время экспедиции на Аляску в 2018 году на берегу Берингова моря мы насчитали порядка 150 медведей. Я пришёл к выводу, что у каждой бухты от мыса до мыса есть свой медведь, который контролирует этот участок. Когда его видишь, понимаешь, что ты пришёл к нему в гости, а он тут хозяин. Но надо признать, сами они не лезут к человеку. Летом они сытые, рыбы полно, человек его не интересует.
Однако на Чукотке был случай, когда экспедиция на катамаране зашла в один лиман и осталась на ночёвку. Утром проснулись – до воды 200 метров. За ночь случился отлив, и вода ушла. А в сторону лодки идёт мишка. Оружия нет. Пришлось взять мешок мусора, облить его бензином и поджечь. Медведь испугался огня и ушёл.
По следам Крузенштерна и Невельского
Пройденный экспедицией путь до Америки когда-то существовал реально, но перестал использоваться после продажи Аляски. Это был очень дорогой и сложный маршрут – за год его прохождения из 2000 коней погибало 600. Тем не менее дорога эта была популярна и достаточно оживлённа. В то же время исследователи искали более южный путь. Тогда существовала версия о том, что у Амура нет устья — река, по мнению Крузенштерна, имеет совершенно непроходимый фарватер, и в конце русло попросту теряется в песках. Однако адмирал Невельской на корабле «Байкал» открыл устье, по дороге строя остроги, церкви, поселения. Благодаря этой экспедиции удалось отстоять Камчатку. В районе Амура тоже появились посёлки, и эти земли вошли в состав Российской Империи.
В нынешнем году участники проекта «Байкал – Аляска» решили полностью повторить маршрут экспедиции Муравьёва-Амурского 1854 года, которая прошла до устья Амура, а потом до Аяна и через Охотск вернулась обратно. Длина путешествия 11 тысяч километров. Оно началось в Иркутске. Дойдя от Читы до Комсомольска, экспедиция продолжила путь до Николаевска-на-Амуре. Ближайшая цель – Шантарские острова. После этого Аян, Нелькан, Усть-Майя, Якутск, река Кивинга, Северо-Байкальск. По пути экспедицию ожидает переход через Джугджурский хребет, а потом вниз по течению Лены до Якутска порядка 2000 км. В начале октября ребята должны вернуться в Иркутск.
— Мы были удивлены тем, как нас везде встречают. За всё время похода из Читы палатку практически нигде не ставили. За день мы преодолеваем по 200-300 км от одного населённого пункта до другого. В каждом посёлке или городе мы находимся в комфортабельных условиях – нам везде дают ночлег, кормят. Свой собственный запас продуктов мы даже ещё не доставали. Но после Николаевска цивилизации практически нет, поэтому там переходим на полную автономность.
По пути снимаем документальный фильм, ведём съёмку для Яндекс-панорам. Каждые 8 метров пути делается фотография. Благодаря этому каждый человек сможет совершить виртуальное путешествие, познакомиться с этими уникальными местами.
Проект направлен на популяризацию историко-географических достопримечательностей и поиск интересных мест и людей, пополнение информации для путеводителей. Кроме того, стоит задача трансформировать экспедицию в межрегиональный туристический проект, который имел бы потенциал объединения туристических программ разных регионов в общее целое под одним брендом.