Ещё совсем недавно, в 1970-80-е годы, жизнь на Амуре буквально кипела. Река была загружена транспортом: баржи, грузовые и пассажирские суда сновали вверх и вниз по течению. Движение речного транспорта было настолько интенсивным, что органы надзора одно время даже были вынуждены пересматривать правила навигации, чтобы разделить не одиночные суда, а встречные потоки. Одно только Амурское пароходство за навигацию перевозило 32 млн тонн грузов и свыше одного миллиона пассажиров.
Сегодня от былого величия системы речных перевозок остались только воспоминания.
Пассажирские суда Советский Союз предпочитал заказывать в Восточной Европе, и двухпалубные теплоходы проекта №860 стали едва ли не единственной отечественной серией. В 1958-65-х годах в Сретенске для работы на Амуре было построено семь пассажирских теплоходов проекта 860, которые ходили по великой реке от Шилки до самых низовий.
Были когда-то и мы рысаками…
Комсомольчанин Константин Фролов с 1994 по 2007 год работал на одном из таких серийных судов — теплоходе «Георгий Седов». Начинал мотористом, затем стал рулевым, старшим рулевым и закончил работу боцманом.
— Для работы рулевым требовалось хорошее зрение, всё-таки река – это не море, есть свои сложности, часто шли по указаниям створ, — говорит Константин. – Вахта шесть часов проходит на ногах. Локационное оборудование позволяло теплоходу идти по Амуру в любое время суток и погоду. Трудностей как таковых не было, «Седов» — судно комфортабельное, экипаж профессионально подготовлен.
В дальний рейс «Георгий Седов» мог взять на борт 135 пассажиров плюс 40 человек экипажа. Прогулочный вариант «Ночной Комсомольск» позволял принять пятьсот пассажиров, благо для них на борту были предусмотрены два ресторана, буфет, дискотека, бильярдная, музыкальный салон.
На городские или заводские праздники теплоход выступал в качестве корпоративной роскошной яхты, на которой отдыхало руководство завода, московское начальство. Был случай, когда на «Седове» отдыхал даже лидер Северной Кореи Ким Чен Ир.
Пассажирами в дальних рейсах выступали, как правило, жители Комсомольска, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, а также многочисленных амурских поселений. Только на Нижнем Амуре таких сёл насчитывалось порядка семидесяти. Осенью во время хода кеты теплоходы останавливались возле деревень, и пассажиры могли купить икру и рыбу буквально за копейки.
Падение круизных времен
В наше время можно плыть по Амуру и не встретить на всём его протяжении ни одного судна. Обезлюдели и сами сёла на берегах реки, половина пунктов захода, свыше 30 деревень, исчезли напрочь. Оставшиеся продолжают сокращаться населением. Деградация Приамурья заметна, что называется, невооружённым взглядом. С распадом СССР круизные теплоходы частью ушли на слом, а частью превратились в своеобразные речные плавбазы, рыбоперерабатывающие цеха с общежитиями для рабочих.
Самым первым в 1992 году прекратил свою работу теплоход «Семён Дежнёв», который был отправлен в Китай на металлолом. Затем настала очередь теплохода «30 лет ГДР» — его продали в Южную Корею, где он сначала служил отелем в Пусане, затем перевернулся в ураган и был разрезан на металлолом. Теплоход «Г.И.Невельской» также разрезан на металлолом в Китае.
Осенью 2010-го были проданы по цене неразделанного металлолома (около 4 млн рублей, или 140 тыс. долларов США) теплоходы «Капитан Котенко», «Граф Муравьёв-Амурский» и «Ерофей Хабаров». В своё время за их модернизацию отдали 3,5 млн долларов за каждый. «Капитан Котенко» (ранее «Пржевальский») был разрезан и сдан в металлолом, а два последних проданы амурским рыбопромышленникам в качестве рыболовных баз.
«Последний из могикан»
Теплоход «Василий Поярков» продержался дольше всех своих собратьев по проекту 860. В 1989 году он прошёл глубокую модернизацию в Китае на заводе в Харбине, в результате которой был проведён ремонт корпуса, заменена обшивка и значительно расширена капитанская палуба. Каюты были переоборудованы, установлены кондиционеры. Обновленный теплоход вернулся на Амур.
В летний период на борту теплохода регулярно проводились смены детского оздоровительного лагеря «Белый пароход», который собирал на борту «Пояркова» ребят из неблагополучных семей, сирот, детей-инвалидов. Одно время на базе теплохода даже пытались создать туристический проект «Амур-батюшка» для привлечения в регион иностранных туристов. «Василий Поярков» сделал один рейс с немецкими туристами, которые были в восторге от амурских красот.
Но абсолютная нерентабельность речных пассажирских перевозок в конце концов поставила крест и на «Василии Пояркове». В какой-то период он служил гостиницей на стоянке возле острова Большой Уссурийский, в начале 2021 года его ещё можно было заметить возле Комсомольска, затем, по некоторым данным, теплоход был переделан в рыбозавод и отправлен доживать свой век в районе Иннокентьевки.
В нужный момент лучше пойти ко дну…
Что касается «Георгия Седова», он долгое время числился на балансе Амурского судостроительного завода, но в начале 2000-х годов завод стал отказываться от многих непрофильных активов. Любой круизный теплоход на Амуре является убыточным, поскольку полгода он находится на простое, его надо и обслуживать, и охранять. Руководство завода было принято решение, что содержание теплохода нецелесообразно. Первое время «Георгий Седов» стоял на территории заводского затона, практически без охраны, был подвергнут разграблению, а весной, когда пошёл лед, он просто утонул. За прошедшие годы его несколько раз пытались поднять, но сделать это практически невозможно, так как корпус судна за долгое время сильно ушёл в ил.
В рыночной экономике главное – прибыль. С таким подходом пассажирский флот на Амуре возродить никогда не получится, остановить запустение великой восточной реки России может только государство своими прямыми дотациями, как это делается нашими соседями. Вот только люди, которые возродят речной флот, должны иметь государственное мышление. Где бы найти таких людей?