Книжная катастрофа

Недавний пожар в актовом зале Амурского гуманитарно-педагогического университета обошёлся без людских жертв. Потери были среди книг. Пострадали редкие, в том числе дореволюционные, издания.

Актовый зал, где  идёт ремонт, загорелся днём в субботу 13 ноября. Рабочие эвакуировались сами до приезда пожарных, никто не пострадал. Прибывшие расчёты пошли в огонь через окно, выбив стёкла. Ближе к 17 часам огонь потушили, и началась проливка помещения. А зал – на втором этаже. И под ним – университетская библиотека.

Когда с потолка книгохранилища хлынула вода, в библиотеке никого не было: выходной же… Первые книги выносили на руках пожарные. Помогли, чем смогли, и уехали. А вода всё лилась.

Директор библиотеки АмГПГУ Роман Кучинский рассказал, что оценить масштаб нанесённого ущерба пока невозможно – надо дождаться заключения Госпожнадзора. Но ущерб мог быть значительнее, если бы сотрудники библиотеки ещё до ЧП не укрыли стеллажи полиэтиленовой плёнкой. Просто потому что над ними идёт ремонт и мало ли что может посыпаться с потолка. Книги большей частью пострадали не от воды, а от скопившейся в воздухе сырости. Страницы стали разбухать, коробиться и слипаться, обрастать бахромой разноцветной плесени.

В воскресенье пришли уборщицы и стали собирать воду тряпками. Глубоко в хранилище не забирались: там был отключен свет и вода всё ещё текла с потолка.

Поставили три осушителя воздуха, которые работают с утра до вечера. На ночь их отключают, чтобы не устроить короткое замыкание и новый пожар.

В понедельник пришли библиотекари. Пять женщин уже несколько дней ныряют в тёмные катакомбы хранилища с фонариками, выносят на себе и вывозят книги единственной тележкой – вроде тех, что в супермаркетах дают.

Коридор университета и соседняя аудитория превращены в книжный госпиталь. «Раненые» лежат и стоят с распушёнными страницами на столах, шкафах, подоконниках и на полу.

Есть и книжное кладбище в помещении для макулатуры. Туда относят издания, которые спасти не удалось, и теперь надо списывать с соблюдением положенных процедур. Нам показали стопку вырванных титульных листов, которая не умещалась в одной руке. Листы вырваны, чтобы занести данные о погибших в ведомость на списание.

От потопа пострадали и редкие, ещё дореволюционные, издания – впрочем, незначительно. Восстановить их – вопрос времени. Основной удар пришёлся на книжки по психологии, «а они очень популярны и востребованы у студентов», – горюют сотрудники библиотеки.

Роман Кучинский уточнил, что для раритетных книг процедура списания особенно сложная и многоступенчатая. Поэтому за их сохранность библиотека будет бороться до конца. На такой случай есть технологии реставрации и избавления от плесени. Администрация университета принимает для восстановления книг все возможные меры. В особо трудных случаях надо будет просить о помощи опытных реставраторов комсомольского художественного музея. Но с учётом того, что АмГПГУ обладает всеми необходимыми ресурсами, библиотека рассчитывает справиться своими силами.

Яндекс.Метрика