Дальний Восток: уехать нельзя остаться

Проблема миграции населения с Дальнего Востока и Севера остаётся актуальной уже без малого 30 лет.

Специалисты предлагают самые разные способы решения – от принятия льгот для дальневосточников до заселения территории выходцами из стран ближнего зарубежья.

Существующий в АмГПГУ научно-популярный лекторий «Ликей» уже второй сезон посвящает свои мероприятия разбору проблем современного Дальнего Востока. Вот и в новом сезоне, который стартовал в сентябре, одна из лекций была посвящена теме перспектив освоения Дальнего Востока: стратегии освоения дальневосточных территорий.

Лекцию читал доктор философских наук, профессор кафедры истории, философии и права АмГПГУ Рудольф ЛИВШИЦ.

В течение полуторачасовой встречи слушатели были ознакомлены с различными теориями ультралиберализма. По мнению Рудольфа Львовича, ультралибералы смотрят на нашу страну с отдалённой точки – чуть ли не с Марса. А если смотреть с Марса на земные дела, то нет никакой разницы, кто владеет территорией.

К примеру, академик Юрий Сергеевич Пивоваров считает, что своими обширными территориями Россия управляет плохо и эти территории надо отдать под управление способным народам: норвежцам, канадцам, и за это наша страна получит бонус в виде интеграции в Европу.

Для людей, которые не потеряли связи с почвой, понятно, что Дальний Восток — это вовсе не случайное приращение территории, а органическая часть нашей страны, занимающая 40% территории России.

— Фактически будущее нашей страны связано с богатствами, которые сосредоточены в недрах Дальнего Востока и Севера, — сказал Рудольф Львович. – Вопрос, кому будут принадлежать эти богатство, является стратегическим. Потеря нашей страной Дальнего Востока дестабилизирует ситуацию во всем мире. Переход такого большого богатства не может произойти мирным путём. И пока Россия стоит на Дальнем Востоке твёрдой ногой, не возникает вопросов о переделе и можно быть спокойным за мир во всем мире. В геополитическом плане Дальний Восток – это ключевой регион планеты.

По мнению лектора, понимать следует и то, что в мире не существует никаких неизменных границ. Рубежи страны охраняются до тех пор, пока есть силы, способные сдержать агрессию. В истории человечества мы наблюдаем постоянную смену границ. В 1975 году был принят Хельсинкский акт, где был пункт о нерушимости границ. Прошло 24 года, и в 1999 году Югославию разодрали на части, причём те страны, которые приняли Хельсинкский акт.

Профессор Лившиц уверен: нельзя допускать деградации дальневосточных территорий, следует добиваться прогресса. Показатель прогрессивности развития — это количество населения. В 1926 году на территории Дальнего Востока проживало 2,17 миллиона человек, в советское время население быстро выросло до 8 миллионов. С тех пор население убывает, и в 2018 году на территории ДВФО проживало чуть больше 6 миллионов человек.

Лектор привёл и другие концепции на тему «Что нам делать с Дальним Востоком?». По одной из них, Россия никогда не будет развитым государством. Нам надо забыть о великой стране, встать в глухую оборону, потерять половину завоёванного, для того чтобы сохранить оставшуюся территорию на тысячу лет.

Автор ещё одной идеи, тоже Пивоваров, только Юрий Львович, доктор географических наук, винит во всём Советскую власть, которая проводила крайне неэффективную сверхзатратную политику на огромных просторах Дальнего Востока и Севера. По мнению Пивоварова, главное действующее лицо регионального развития – человек, а не производство чугуна и стали. Необходимо идти навстречу реальности, не пытаться переломить ситуацию, а просто отступить. То есть не надо развивать новые территории, а следует сосредоточить усилия на старых. В то же время Пивоваров не определяет ни что такое экономическая эффективность, ни что такое экономическая рентабельность.

Итак, Юрий Сергеевич Пивоваров хочет Дальний Восток просто отдать, Юрий Львович Пивоваров предлагает отступить и оставить. Как будут взирать соседи на наши законсервированные территории, никто из авторов не знает.

В свою очередь профессор Лившиц отметил, что хаотичные метания власти на Дальнем Востоке ни к чему хорошему не привели. Следует принимать такие проекты, которые были бы научно обоснованны.

— С моей точки зрения, вся система сложившихся стимулов не располагает к тому, чтобы здесь остаться, — резюмировал Рудольф Львович. — В советское время удалось преодолеть негативные факторы, такие как отдалённость, неразвитость социальной инфраструктуры, за счёт разного рода преференций. Я приехал в 1983 году, и через пять лет моя зарплата была на 70 процентов больше, чем на западе, при одинаковых ценах. Кроме того, была масса других льгот.

Здесь стоит сказать, что профессор Лившиц по убеждениям — коммунист. Соответственно, и все его методы по развитию Дальнего Востока абсолютно социалистические.

По мнению Рудольфа Львовича, для единого Советского Союза критерий выгодности был второстепенным. На первом месте стояла целесообразность развития Дальнего Востока. В связи с социалистическими теориями следует проводить в жизнь мегапроекты: строить мост на Сахалин, туннель под Беринговым проливом, правда, где взять людей и денег на строительство строек века, лектор не сказал.

По итогам лекции можно сказать, что ответа на вопрос «Дальний Восток: уехать нельзя остаться» присутствующие так и не услышали. Разбор монографий однофамильцев Пивоваровых и прочих теоретиков ясности в проблему развития дальневосточных территорий не внесли. На конкретный вопрос, что будет с Дальним Востоком, Рудольф Львович ответил, что руководство страны не может допустить утраты дальневосточных территорий. И сделать стратегический прорыв не получится в силу природы социально-экономического строя, который у нас существует. А различные программы развития Сибири и Дальнего Востока – это просто гомеопатическое лечение разного рода. То есть будем латать тришкин кафтан. Сколько – никто не знает.

Евгений СИДОРОВ.

Яндекс.Метрика