Необычное кафе расположилось у драмтеатра. За его основу был взят один из трамваев Рижского вагонного завода, которые долгие годы ходили по улицам нашего города.
Вагон был выкуплен у трамвайного управления. Его новым владельцем стало ООО «Фудсити».
Однако сначала была проделана долгая работа по восстановлению трамвая, который представлял из себя фактически груду металлолома. Электромоторов уже не было, равно как и электрического оборудования. Только корпус и колёсные пары – вот и всё, что оказалось в распоряжении собственника. На реставрацию ушло около двух лет. Пришлось искать оригинальные фары, сигналы поворота и другое оборудование, характерное именно для этой модели. Подбиралась также оригинальная краска. Двери в трамвае оставлены оригинальные. Они будут открываться электроприводом.
Очень помог директор МУП «Трамвайное управление» Игорь Новиков, который предоставил для реконструкции трамвайную эмблему, а также исторические билетные кассы. Люди старшего поколения помнят это чудо техники – кидаешь в специальную прорезь монетку, а потом выкручиваешь себе нужное количество билетов.
Уже в ходе производства работ выяснилось, что муниципалитет не даст землю под установку трамвая в качестве памятника. Администрация сослалась на то, что свободных площадей для этого в Комсомольске нет. Однако «Фудсити» впоследствии удалось выиграть конкурс на аренду участка для установки нестационарного торгового объекта в районе драмтеатра.
Так уж совпало, что администрация города решила расположить главную ёлку Комсомольска именно у драматического театра. А тут ещё и каток запланировали залить. Это придало дополнительный импульс для предпринимателей, занимающихся реставрацией трамвая. Ведь теперь в распоряжении у горожан, желающих покататься на коньках, будет не только тёплый павильон, где можно взять коньки на прокат и погреться, но ещё и кафе. И его посетители тоже будут защищены от холода – мало того, что вагон утеплён несколькими слоями специального материала, а вместо трамвайных окон установлены пластиковые стеклопакеты, он ещё будет и отапливаться электричеством.
В салоне трамвая установлена кофе-машина, а также оборудование по приготовлению блинов. Здесь их можно будет попробовать с разными начинками, а запить не только кофе, но также чаем, смузи или коктейлями. Для посетителей вдоль салона установлены барные стойки и стулья. И всё это будет работать круглые сутки.
Объём затрат на реконструкцию трамвая оценивается в сумму около 2 миллионов рублей. Помимо этого пришлось вложиться в покупку и укладку шпал и рельсов, а также в подведение электричества. Длина линии составила около 300 метров от самого Интернационального проспекта до вагона.
Установка блинной у драмтеатра была произведена 15 декабря. Для перевозки его от места реконструкции пришлось использовать специальный низкорамный трал большой грузоподъёмности – вес трамвая вместе со шпалами и рельсами можно сравнить с весом лёгкого танка – около 15 тонн, а также 40-тонный подъёмный кран. Весьма кстати оказалось сопровождение автопоезда машиной ГИБДД. Стоимость транспортной операции составила 40 тысяч рублей.
Одним словом, инициаторам установки у драмтеатра трамвая реализация проекта влетела в копеечку. Предприниматели подчёркивают, что все затраченные деньги были частными вложениями, ни рубля не взято из городского бюджета.
На первое время договор на установку трамвая в районе драмтеатра заключён на три года. Однако собственники нового кафе надеются, что их блинная останется в этом месте навсегда. Аренда земли здесь не такая уж и дешёвая – около 200 тысяч рублей в год, но это владельцев не пугает. Они считают, что дело того стоит.
В будущем авторы проекта намерены продолжить начатое – установить ещё несколько единиц исторической техники. По задумке на аллее, идущей от драмтеатра до улицы Дзержинского, могут расположиться автобус «ЛиАЗ», который долгое время трудился на перевозке пассажиров в нашем городе, самолёт, выпускавшийся на КнААЗ, катера и даже танк. Его можно взять в одной из расформированных частей. В теории такая выставка под открытым небом должна стать местом привлечения туристов.
Олег ФРОЛОВ