Для чего строителю голос

Сегодня мы расскажем о человеке, которого хорошо знают комсомольчане, в том числе и по публикациям в нашей газете, — об известном строителе, отличнике военного строительства СССР, заслуженном строителе Хабаровского края. В этом году на 48-м году своей профессиональной деятельности Алексею Валентиновичу СОКАЧЕВУ присвоено звание «Почётный строитель России».

Этот крепкий, не по возрасту подтянутый человек известен и своей политической деятельностью – будучи депутатом Комсомольской-на-Амуре городской Думы 6-го созыва, привлёк дополнительно более 500 млн рублей на строительство социальной и дорожной сферы по вверенному ему 17-му округу.

Знакомы с ним бывшие и сегодняшние студенты КнАГУ, которых он учит профессиональному мастерству с 1987 года. Но есть у Алексея Валентиновича ещё одна грань жизни, которой он посвящает все своё свободное время – это музыка и пение.

Первые уроки – бабушкины

Мама Алексея Сокачева Нина Степановна, хоть и работала служащим на железной дороге, хорошо знала своё место в истории, сильно не «высовывалась». Как в довоенное, так и послевоенное время нужно было помалкивать о не совсем пролетарском происхождении нашей семьи, когда малейшее отклонение от существующей в тот период линии могло оказаться плачевным. Бабушка Вера Максимовна тоже была «голубых кровей», однако чтила советскую власть за то, что в смутное время семью пощадили.

Высокий культурный уровень в семье был виден всегда. Именно мать и бабушка были хранителями культурных традиций. Они не только хорошо пели, но и знали нотную грамоту.

— Мама у меня была ещё очень красивая, — вспоминает Алексей Сокачев. — А пела так душевно, что вечерами вся округа сбегалась послушать её украинские песни.

Первые уроки пения Алексей Сокачев получил от бабушки. Именно она помогла освоить первую песню «Как служил солдат службу царскую». Мы знаем её в шести куплетах, а на самом деле их 25! Да и сама песня родилась ещё в «петровские времена» — аж 300 лет назад. К сожалению, сейчас появились современные авторы этой поистине народной песни, которые берутся переписывать и адаптировать её под современность.

Но вернёмся в детство! Мама всегда знала, что отсутствие свободного времени – плохое оправдание. Поэтому за руку отвела Алексея в музыкальную школу на класс баяна во Дворец культуры железнодорожников. Он тогда только открылся.

— Мой учитель, бывший фронтовой гармонист Георгий Калуцкий, хоть иногда и был подшофе, — занятия вёл прекрасно. Длинной указкой он жёстко поправлял нотную грамоту своих учеников. Мы его за это немножко боялись, но в то же время и любили, за прямоту и отцовское отношение.

Платили за обучение 10 рублей в месяц. Баян же стоил 120 рублей. На него родители собирали деньги целый год. Купили вологодский инструмент – простенький, без регистров, но надёжный. Вот на нем Алексей и учился играть.

Из пения в бокс

Следующий творческий этап наступил, когда Алексей Сокачев перешёл из 36-й в 25-ю школу, в которой в настоящее время располагается Инженерная школа. Там уроки пения вёл тоже бывший фронтовик, потерявший на войне руку. Он сразу оценил голосистого мальчика и определил его в школьный сводный хор, который часто выезжал на различные смотры, концерты и культурно-массовые мероприятия.

В классе Алексей ничем сильно не выделялся, его воспринимали как опрятного и аккуратного мальчика. Но однажды по окончании 6-го класса на торжественной общешкольной линейке ему вручили грамоту за творческие достижения. Гордый и счастливый в наутюженной школьной форме, с бабочкой на белой рубашке, он вышел из школы и тут же неожиданно школьными хулиганами был сбит с ног в лужу. В те послевоенные времена было много искалеченных судеб, безотцовщина и бедность накладывала негативный отпечаток на определённую когорту ребят. Это был повод для бравады, вседозволенности и некоторого превосходства над остальными…

Придя домой мокрый и злой с обрывком злополучной грамоты, Алексей заявил, что петь больше не будет и пойдёт в бокс. Так он и попал в секцию бокса СК «Амур». Благодаря стараниям и участию первого тренера Юрия Игумнова уже через год Алексей стал чемпионом города среди мальчиков.

Дальше были серьёзные турниры, победы и поражения. За 6 лет регулярных занятий дошёл до звания «кандидат в мастера спорта». Однако и об учёбе не забывал — к 19 годам получил диплом техника-строителя в Комсомольском-на-Амуре строительном техникуме.

Её звали Леной…

Снова петь Алексей начал, когда ему приглянулась девочка из соседнего подъезда. Её звали Леной. Алексей любил её, а она любила гитару. Парню было больно смотреть, как дворовый гитарист толстыми пальцами рвал перед Леной струны, исполняя что-то про коней… Решив произвести на девушку впечатление более удачным исполнением, Алексей буквально за лето освоил игру и пение под гитару. Но было слишком поздно… Лена уехала навсегда в другой город поступать в институт. Зато с этого момента гитара стала новым другом, который помогал всегда и во всём…

— Я очень полюбил этот инструмент. До сих пор могу сыграть и спеть свободно два-три концерта перед зрителями. Ещё столько же исполню под оркестровку. Но это уже другой уровень – сцена, сотни пар глаз, волнение…

Между прочим, у дочерей Алексея Валентиновича Екатерины и Елизаветы законченное музыкальное образование по классу фортепиано. Особенно выделилась младшая Лиза. У неё феноменальная музыкальная память! Не заглядывая в ноты, она могла без перерыва сыграть под сотню классических произведений. Однако окончив Институт культуры, охладела к музыке и, получив следом юридическое образование, трудится майором в Управлении ФСИН по Хабаровскому краю.

— Старшая Екатерина – мама четверых детей, тоже дружит с музыкой. Говорит, что во время музыкальных занятий дети «подвывают» как надо и она ими довольна. Сын Константин – бессменный главный инженер ЗАО «Стройсталь» — гитару тоже давно освоил, но публичности не любит и играет только в узком кругу. Его природное доброе чувство юмора очень сплачивает коллектив нашего предприятия.

Без пения невозможно

Несмотря на возраст, Алексей Сокачев не оставляет своё творчество.

— До конца 90-х я, помня о школьных временах, старался не светиться, но творческий коллектив ДК железнодорожников всё же вытянул меня на сцену. И я очень благодарен им за это! У нас в городе пел практически во всех ДК. Регулярно участвую в различных выступлениях, посвящённых военной песне, памяти Высоцкого, на значимых для страны праздниках: 23 февраля, 8 Марта, День Победы, в честь других памятных дат.

Многие знают, что у Алексея Сокачева настоящий «магомаевский» баритон, но не в курсе, что у него вообще очень широкий голосовой диапазон. Ещё один его любимый певец – Валерий Ободзинский.

— Особенно люблю песню Ободзинского из кинофильма «Золото Маккенны». Его очень трудно повторить, поэтому эту песню практически никто не исполняет. Я её долго пытался освоить. Здесь, кроме высокого тенора, нужна колоссальная глубина чувств, которая была только у Ободзинского.

Алексей Валентинович утверждает, что на стройплощадке просто необходим громкий и чёткий голос. Да и на совещаниях очень важно давать распоряжения так, чтобы суть распоряжений не размывалась. В своё время ему многие пророчили быть хорошим оперным певцом, но Алексей Валентинович выбрал строительство, хотя творчество он тоже считает своей стезёй и всегда с удовольствием помогает другим людям, чья жизнь связана с творчеством или спортом.

— Вы спрашиваете, как я умудряюсь кругом успевать и для чего мне всё это надо?! Если заниматься чисто одной стройкой, можно застрелиться. Кроме того, я глава семейного клана Сокачевых, а мы всегда были деятельны. Мне достаточно сна не более 5 часов, в 6.20 подъём, лёгкая физическая зарядка, и начался рабочий день. В субботу две пары занятий со студентами в университете. В воскресенье, если это лето, – стройка на даче, зимой – занятия вокалом. Осенью отпуск 12-14 дней в Приморье с гитарой, где меня ждут друзья. Там я служил в 70-х годах. Остаётся только удивляться этому многостороннему человеку, у которого хватает времени и сил и на работу, и на увлечение. И немного даже позавидовать. Впрочем, каждому человеку доступно стать такой же увлечённой личностью. Главное – просто очень захотеть.

Яндекс.Метрика