«Амурия» на низком старте

4 января в Хабаровском крае случится необычное. Начнётся первая в современной истории региона многодневная гонка на собачьих упряжках по льду Амура.

Идея провести нечто подобное пришла в голову комсомольчанину Константину Еремееву ещё в 2019 году. И весь проект «Амурия» – его детище. За основу и образец для подражания взят существующий на Камчатке опыт проведения гонок на собачьих упряжках «Беренгия». Там это дело культивируется уже 30 лет и поставлено на широкую ногу. Когда-то начиналось как частная инициатива местных каюров, но постепенно превратилось в громкий туристический, культурный и спортивный бренд своего региона. И у нас может быть так же, если проявить упорство, подойти к делу с умом и заручиться поддержкой властей. Кстати, даже название «Амурия» придумано по аналогии с «Беренгией»: там – земля, открытая Берингом; у нас – земля вдоль Амура.

Культурный код

На протяжении веков Амур не только кормил проживающие здесь народы, но был главной дорогой в регионе. Это сейчас есть БАМ и Транссиб, автомобильные трассы федерального и регионального значения, аэропорты… А раньше главные перемещения совершались по великой реке. Летом на судах, зимой на лыжах и нартах.

Константин сам удивляется: чем больше пытаешься узнать про опыт и традиции местных каюров, тем всё более любопытные факты всплывают об истории нашего региона в целом.

Например, наши соседи-китайцы в средние века называли Приамурье «Землёй собаководов», потому что здесь все поневоле были каюрами и держали собак в качестве транспорта. И выводили уникальные породы ездовых и охотничьих собак в процессе долгой селекции.

Что задумано

Линейная гонка «Амурия» пройдёт с 4 по 12 января. Дистанция 400 км — со стартом из Хабаровска и финишем в Комсомольске-на-Амуре, с контрольными пунктами и ночёвками в селениях, расположенных вдоль берега.

Всю дистанцию от начала до конца пройдут два опытных каюра. Это Владимир Бараненас и Владимир Шаронов из Амурской области. Оба заводчики ездовых пород, имеющие по 20 собак. Один работает с аляскинскими маламутами, другой с амурскими лайками.

Чтобы привлечь больше участников и дать людям попробовать свои силы в облегчённом режиме, одновременно с линейной гонкой решено провести этапную – от Хабаровска до Троицкого с расстоянием 150 км.

Комсомольчане, которые слышали про «Амурию», порой задают вопрос (и в нём чувствуется затаённая обида): почему гонка стартует не из нашего города, а из Хабаровска? Ведь проект задуман нашим земляком! Да просто потому, что в этом случае погонщикам пришлось бы ещё труднее: обжигающий морозный ветер и слепящее солнце постоянно в лицо. А гонка первая, и создавать лишние трудности участникам не хотелось. Их и так будет предостаточно.

Очень кстати нашлось и другое объяснение, даже со ссылкой на историю основания Комсомольска-на-Амуре: зимой 1933-1934 г. состоялся лыжный переход первостроителей по Амуру от краевой столицы к месту всесоюзной стройки. К нему-то гонку и приурочили.

Обивая пороги

– Два года я бился об стены разных министерств и организаций, – рассказывает Константин, – делал различные предложения, часто наивные, потому что опыта в продвижении таких проектов не имел. Но опыт накапливался, идея разрасталась и оформлялась всё более чётко.

В 2021 году наметились определённые успехи. В частности, «Амурию» поддержало правительство края. Минспорта, минкультуры, минприроды – все только «за»… Однако закачивать бюджетные деньги в частную инициативу и поддерживать её всей мощью административного ресурса никто не спешит. Оно и понятно: проект новый, сначала надо увидеть, чем кончится первая гонка.

Русское географическое общество тоже одобряет проект…

А вот командование Восточного военного округа заинтересовалось в достаточной степени, чтобы деятельно поучаствовать в зимнем походе. Военные на снегоходах помогут разведать и проложить трассу, а потом будут сопровождать участников на всех этапах. То есть пойдут за погощиками, чтобы в случае чего оказать первую помощь, подать сигнал бедствия и организовать транспортировку пострадавших в безопасное место.

Очень помог международный аэропорт Хабаровска. Пока это единственная организация, которая дала деньги. А ведь до сих пор все оргвопросы приходится решать на собственном энтузиазме, упрямстве и за свои средства. Два года проталкивать проект в таком режиме очень утомительно.

МЧС против?

– Когда общаемся с МЧС, – сетует автор «Амурии», – спасателям не нравится идея проложить маршрут по замёрзшей реке. Опасаются за безопасность участников, выставляют очень серьёзные требования, чуть ли не как к организации ледовой переправы. То есть по всей протяжённости намеченного пути надо сделать замеры толщины льда, задокументировать и собрать такую гору официальных бумаг, что проще было бы вообще отменить мероприятие. Пытаемся что-то придумать, объясниться, но… А на следующие годы присматриваем другие возможные маршруты. Есть интересный вариант через тайгу от Комсомольска до Совгавани вдоль по существующей просеке.

Это точно впервые?

По словам Константина Еремеева, есть лишь одно глухое свидетельство, что в 1957 в Ульчском районе Хабаровского края проводилось состязание среди каюров в рамках и было приурочено к «Медвежьему празднику». По его результатам выявляли лучших собак, и это было тоже частью селективной работы с ездовыми породами. Но других подробностей пока выяснить не удалось – ни дистанцию гонки, ни количество и состав участников…

Сейчас клубы собаководов у нас есть, они собираются в силинском лесу и проводят короткие спринтерские гонки (12 км например). Но ещё никто не устраивал многодневных переходов на длинные дистанции.

На старт… Внимание… Марш!

Итак, два года обивания порогов и прошибания стен головой завершены. «Амурия» готовится рвануть с низкого старта буквально через несколько дней. Это будет не просто гонка, но экзамен всему проекту, в который вложено столько душевных сил. Удачи, ребята! Надо, чтобы всё получилось, как задумано: красиво, интересно, сурово… и впервые в Хабаровском крае. А первопроходцам всегда было трудно, вы же знаете.

Фото из архива Константина ЕРЕМЕЕВА

Яндекс.Метрика