«Амурия» вышла на амурский лёд

В одном из наших предыдущих материалов мы рассказали о проекте «Амурия». Его автор Константин Еремеев поставил перед собой задачу организовать гонки на собачьих упряжках по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. За прошедшую неделю гонка успела стартовать и завершиться. Рассказываем, как это было.

4 января – день первый

Старт был дан в Хабаровске. В путь отправились две упряжки под управлением Владимира Бараненаса и Владимира Шаронова – каюров из Амурской области, которые отозвались на призыв принять участие в гонке. Каждую упряжку тянули по восемь собак. В одну были запряжены маламуты, в другую амурские лайки. Сам Константин Еремеев взял на себя сопровождение каюров на снегоходе, попутно проводя съёмки процесса.

Перед стартом, как и положено, провели интервью с краевыми СМИ и даже покатали детей на упряжках. Судя по фото и видео, каюры были рады этому приключению, а собаки нетерпеливым лаем и воем давали понять: хватит разговоров, пора бы уже и в путь.

В первый день удалось пройти 30 км из намеченных 400, и это расстояние было преодолено без происшествий. Погода благоволила каюрам – солнце и мороз средней силы обещали, что путешествие будет нормальным. Остановились в селе Мичуринском. Администрация разместила каюров в Доме культуры. Конечно, участников гонки как следует накормили.

Владимир Бараненас

5 января – день второй

Константин связался с нами и сообщил, что всё идёт по плану – по состоянию на 13 часов упряжки находились в 37 километрах от нанайского села Сикачи-Алян, что в 75 км от Хабаровска. Уже к вечеру добрались до Сикачи-Аляна, где заночевали.

6 января – день третий

Гонка добралась до посёлка Маяк, что в 117 км от Хабаровска. Ветра, который мог бы стать главной преградой, практически не было. С ним пришлось бороться только в основном русле Амура. Тем не менее все участники получили зимний загар. В районе села Сарапульского часть трассы оказалась тяжёлой из-за снега-пухляка. Собаки понемногу начали уставать.

7 января – день третий

После Маяка гонка держала путь к селу Троицкому. Это около 200 км от Хабаровска. Там участники запланировали суточный отдых, который был нужен всем – и каюрам, и собакам.

В следующий сеанс связи участники гонки рассказали, что находятся в районе посёлка Дубовый Мыс Нанайского района. Местные жители оказывали помощь в пути – предприниматель Александр Булдаков предоставил свой снегоход, а также водителя.

На этот момент лидировал в гонке Владимир Шаронов – его упряжка вырвалась вперёд, а амурские лайки показали себя активными и выносливыми животными.

«Амурия» дошла до села Троицкое, преодолев половину 400-километрового маршрута. Там участники пробега остановились на отдых.

Владимир Шаронов

8 января – день четвёртый

Передышка в Троицком использована максимально эффективно – Константин Еремеев и каюры вместе с местными жителями устроили в селе Джари настоящий праздник. Было всё – знакомство с собаками, катание детей на упряжках, Дед Мороз (роль которого исполнил Владимир Бараненас) и даже нанайская Снегурочка. После себя «Амурия» в селе Джари оставила так называемую «резиденцию нанайского Деда Мороза».

Здесь же был устроен осмотр собак ветеринаром. Специалист подтвердил главное – собаки могут бежать, проблем со здоровьем у них нет.

К сожалению, уже после осмотра было принято решение о том, что сама по себе гонка как соревнование прекращена. Троицкое стало финальным пунктом. Проблема в том, что у спортсменов закончились ресурсы для передвижения гоночным ходом.

Однако главная причина прекращения движения была всё-таки в странном противодействии, развернувшемся со стороны некоторых собаководов Хабаровского края. В конце концов нервы у каюров не выдержали прессинга. Чтобы негативные отзывы не перекинулись на Амурскую область, они решили вернуться домой, не дойдя до Комсомольска.

Так что из Троицкого участники «Амурии» в Комсомольск отправились обычным транспортом.

Константин Еремеев, организатор гонки «Амурия»:

— Наше мероприятие не было официальным. Мы не привлекали к нему никакие организации, даже Федерацию ездового спорта. Вернее, я к ним обращался, чтобы совместно организовать гонку. Но все ответы были такие: у нас нет времени, мы организуем свои мероприятия; у нас нет опыта для прохождения таких длинных дистанций. Всё проходило на уровне личной договорённости между мною и каюрами. Фактически это была не столько гонка, сколько экспедиция.

Вообще, мало кто верил, что у нас получится. Но мы стартовали, причём весьма успешно. Да, были организационные промахи и накладки. Но не всё зависело от нас. Военные не дали нам обещанные снегоход и тёплую палатку, поэтому за два дня до старта пришлось срочно решать эту проблему. Нашли людей со снегоходами и в Хабаровском, и в Нанайском районах. В результате снегоход сопровождения у нас был на протяжении всего похода. Он шёл впереди, прокладывал трассу и обеспечивал безопасность.

Судей тоже не смогли привлечь. Никто же не помогал, а одному все эти вопросы решать очень трудно.

В сутки мы преодолевали до 50 км – именно таким был самый большой участок от Мичуринского до Сикачи-Аляна. Собаки показали, что для них это расстояние не проблема. Температура в день старта пошла на спад, поэтому совсем уж сильных морозов на дистанции не было. Пиковый показатель – минус 25, притом что на «Берингии» морозы доходят до минус 40 градусов. Да и сам каюр Владимир Бараненас нам говорил, что, чем холоднее, тем собакам лучше – им нужно охлаждаться.

Питались мы вполне прилично. Для каюра, кстати, важнее накормить собак, чем поесть самому, так что на это уходило много времени – вставали в 5 утра, ложились в час ночи. Кормили собак сухим кормом, который мы купили на спонсорские деньги. Но один из каюров давал своим лайкам ещё и рыбу – горбушу и сельдь. Сами мы тоже не голодали. Районы нас очень хорошо поддержали – бесплатно предоставили и жильё, и горячее питание.

Почему мы прекратили гонку? Накануне собрались с каюрами в Троицком и подвели итоги. Они оказались неутешительными – водитель снегохода заболел и отпросился домой, ресурсы, в том числе по питанию собак, закончились. Да и реакция на «Амурию» тоже повлияла на решение.

Но всё равно минимальных целей мы достигли. Все живы, здоровы и довольны. Каюры Амурской области, Камчатки и Сахалина написали, что в следующем году тоже приедут на «Амурию». Одним из главных показателей стало то, что две упряжки получили опыт длинной дистанции. А, скажем, на «Берингию» нельзя подавать заявку без опыта 300-километровой дистанции.

В будущем году мы повторим это мероприятие. Постараемся учесть все ошибки. Привлечём больше средств – нам нужны будут снегоходы, горюче-смазочные материалы, связь. Но и от денег тоже не откажемся, потому что каюров нужно чем-то мотивировать.

Пока проходила гонка…

В самый разгар гонки «Амурия» в соцсетях активно обсуждали происходящее. Например, рядовые пользователи с восторгом оценили затею. А вот собаководы отзывались о ней, мягко говоря, нелестно. Мы не будем оценивать их посты и комментарии, просто приведём некоторые, а читатели пусть сами делают выводы:

«Произошедшее — это преступление против ездового спорта, ездового собаководства и всего собаководства, против гуманизма и здравого смысла».

«Это мероприятия невозможно оценить как гонку по правилам IFSS, Минспорта или РКФ, так как ни одни из них не применялись. Вопросов о безопасности мероприятия, безопасности собак и каюров масса».

«Отговорки, что это первый раз, все могут ошибаться, не для этого случая. Если заявлены такие масштабы, то всё должно быть организовано на высшем уровне, чтобы первый раз не стал последним».

«Я б ещё добавила вопросы к организаторам: где протоколы этапов, маркировка трассы, данные главного ветеринара? Кто ответственный за допуск собак и снаряжения? Где состав судейской команды в соответствии с квалификационными требованиями».

«Пиарьте и дальше своего живодёра Еремеева».

Ну, и дальше в том же духе. Многие на вопрос, в чём претензии к проекту, отвечали, что, мол, всё неправильно организовано: Еремеев ни черта не понимает в подобных вещах, нет судейства, не маркирована трасса. Кто-то заметил на одном из видео, как собаки отшатнулись от кучки помёта шедшей впереди упряжки. Да и бегут псы не скрепным галопом, а какой-то вялой рысью. Это было расценено как свидетельство, что собаки выбились из сил, что трасса слишком длинная и выматывает животных, значит, не соблюдаются требования, которые определяются Правилами Международной федерации ездового спорта. Кто-то даже добавил, что температура слишком низкая, животные надрывают бронхи, это приводит к проблемам со здоровьем. Кому-то не понравились клетки, в которых держали собак.

Если обратиться к Приказу Минспорта России от 29.08.2016 г. №1013, то там ограничиваются только максимальные температуры в летних соревнованиях – до 25 градусов тепла. Что же касается зимних заездов, то формальных температурных ограничений там нет. В приказе лишь сказано, что оргкомитет самостоятельно принимает решение об отмене соревнований, если будет слишком уж холодно. Однако в этом случае он должен учитывать местные национальные особенности. То есть если минус 40 нормальная температура для данной местности в это время, то и для отмены нет оснований.

Что касается длины трассы в 400 км, то непосвящённому человеку она, возможно, покажется огромной. Может, действительно собак нельзя заставлять так далеко бегать? Давайте откроем Правила Международной федерации ездового спорта. Там мы увидим, что применяется широчайший спектр дистанций. Самая короткая – 1 км для дисциплины «Кросс 1 собака». Зато в дисциплине «Нарта – длинная дистанция 8 собак» максимальная длина трассы вообще никак не ограничивается, а минимальная начинается с 250 км, при этом собаки должны преодолевать минимум 40 км за этап.

В ходе «Амурии» участники преодолели 200 км (при планируемых 400 км), а за один световой день проходили максимум по 50 км. Как видите, это полностью укладывается в требования Правил ездового спорта, утверждённых Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.12.2021г. № 1103. Да и по поводу клеток этот документ не говорит что-то определённое. Лишь диктует, что в них животным должно быть комфортно – собака должна в клетке либо стоять, либо лежать, свернувшись клубком.

Ещё одно критическое замечание – каюры шли то полной упряжкой, то сажали собак в машину. Но и это Правила не запрещают. В них сказано, что на длинных дистанциях на первом этапе в упряжке должно быть не менее 7 собак, а на последующих не менее 5. То есть не запрещается давать животным отдых.

С судейством и правда ничего не получилось, равно как и с маркированием трассы. Ну, а как может получиться, если практически никто не захотел поддержать «Амурию» ни деньгами, ни организационными мероприятиями? Огромное спасибо тем спонсорам, которые действительно выделили средства, позволившие дойти хотя бы до Троицкого. Отдельная благодарность каюрам Владимиру Бараненасу и Владимиру Шаронову, которые откликнулись на призыв поучаствовать в гонке. Ну и, конечно, предпринимателю Владимиру Булдакову, который выделил собственный снегоход для сопровождения каюров. Конечно, у него есть заинтересованность в продолжении и развитии «Амурии», которая приведёт в Приамурье новых участников и туристов, но эту взаимную заинтересованность можно только приветствовать.

Не получилось и с тёплой палаткой на старте, о чём тоже были возмущённые реплики. Это правда – военные, которые первоначально заявили о том, что предоставят палатку и снегоходы, в конце концов признали, что не могут этого сделать.

И ещё одно замечание. Гонка «Амурия» не является официальным мероприятием Федерации ездового спорта и вообще не имеет к ней никакого отношения, поэтому формально организаторы как бы и не связаны необходимостью следовать её жёстким правилам. Но почему тогда заводчики собак вдруг возбудились по поводу этого мероприятия? Уж простите вольную трактовку, но это напоминает ситуацию, когда я устраиваю соревнования по игре в «Чапая», а Федерация шашек России вдруг поднимает скандал и заявляет, что чемпионат проводится не по правилам и в нём не продуманы правила безопасности участников.

Свою позицию в сети Instagram высказал Центр ездового спорта «Тандем», и это, пожалуй, была самая цивилизованная реакция:

«Гонка «Амурия» — не наша гонка! <…> в нынешних реалиях ездовой спорт на средние и длинные дистанции в нашем крае ещё слишком сырой, у нас единицы каюров, которые тренируют своих собак по 30 — 40 км за день. Основное наше направление — это спринт. <…> Мы не против самой идеи! Это классная задумка, действительно у нас есть тот самый маршрут, соединяющий сёла и поселения коренных народов Приамурья, предки которых занимались ездовым собаководством. Но это должно быть организовано на высоком уровне, с самым внимательным отношением к нашим собакам в первую очередь».

Одним словом, открестились, культурно открестились, и на том спасибо. И тут бы не мешать. Просто наблюдать, по окончании гонки высказать критические замечания, дать рекомендации и предложения. Но нет, организаторы пробега названы живодёрами и некомпетентными людьми.

Ладно, названы, и шут с ним, никто на самом деле не в обиде. Но следующий шаг теперь, я думаю, за Федерацией ездового спорта Хабаровского края, которая могла бы организовать свою гонку на длинную дистанцию и показать высокий класс мероприятия. Чтобы все сразу прониклись до глубины души, до слёз умиления поняли, как нужно это делать на самом деле. И мы будем с нетерпением ждать этого шага.

Спать на снегу – это для лайки

Владимир Шаронов, каюр, участник гонки «Амурия», находясь на дистанции, прокомментировал ход гонки и состояние своих собак:

Собаки, судя по их поведению, чувствуют себя на трассе хорошо. Они азартны, готовы бежать. Одним из признаков утомления каюры считают нарушение стула, но я вижу, что уж с этим у моих собак всё в порядке.

Нас многие критики спрашивают, почему мы не надеваем собакам на лапы тапочки. Мы надевали сначала, однако оказалось, что снег на Амуре сейчас имеет такую консистенцию, что тапочки быстро изнашиваются, рвутся, снег забивается внутрь, из-за чего лапы мокнут. А вы сами попробуйте на морозе, скажем, поработать в мокрых перчатках. Тапочки собакам надеваются только при жёстком насте или наледи, а в условиях рыхлого снега – нет. Во время остановки в Троицком мы осмотрели лапы. Они оказались целыми. Даже у моего лидера – Найды – подушечки в полном порядке.

Ещё одно критическое замечание было о том, что собаки лежат на снегу. Особенность амурских лаек в наличии двойного подшёрстка. Это своеобразный вид термоса. Верхняя ость защищает от механических воздействий, а внутренний тёплый мех сохраняет тепло. Поэтому не так важно, где лежит животное – на снегу или где-то ещё. У меня собаки весьма социальные животные. В сложных погодных условиях они жмутся друг к другу, чтобы согреться коллективным теплом. Благодаря этому тратят меньше энергии, которая нужна для бега. Собаки на марше бегут рысью. Это наиболее экономичный вид бега. Я их даже притормаживаю, чтобы не переходили на галоп. Галопом собаки бегут только на спринтерских забегах, когда на короткой дистанции важно развить максимальную скорость. И если кто-то критикует нас, говорит, что раз собаки бегут рысью, значит, они устали, это позиция именно спринтера. На коротких дистанциях каюры гонят собак, не давая остановиться передохнуть. Только на финише отдых и медпомощь тем животным, которые поранили лапы. Я видел это своими глазами, поэтому моё правило – никогда не выходить на спринты. «Миды» я считаю более гуманным видом спорта, нежели спринты. У меня на трассе в упряжке восемь собак, но, если я вижу, что одна устала, сажаю её в нарты, и мы едем «семёркой».

Яндекс.Метрика