«Ребята, кто посыпал солью свои планеты?», «Когда много воды на планете – её можно собрать пипеткой» — такие разговоры можно было услышать на занятии, посвящённом Дню космонавтики, нового проекта иппотерапевтического центра «Созвездие Лошади» и Центральной детской библиотеки имени М. Горького «СенсориУМ» — интенсиве по сенсорной интеграции. Проект реализуется при финансовой поддержке администрации Комсомольска-на-Амуре.
Через чувства к поведению
Занятия полным ходом шли с февраля текущего года и закончатся 8 мая большим праздником «Добрая лошадка». За это время состоялось 10 конных занятий по иппотерапии, столько же по интонике и логоритмике, а также глинотерапии. Вся эта деятельность, со столь сложными названиями, направлена только на одно – сенсорную интеграцию детей с особенностями развития возрастом от 4 до 13 лет. В работу включаются различные системы, воспринимающие окружающий мир, в результате улучшается и физическое и психологическое состояние детей.
Автор проекта, библиотекарь и иппотерапевт Кристина Кузнецова рассказывает об этом так:
— Все наши, казалось бы, простые и привычные органы чувств, такие как зрение, слух, обоняние, осязание, связаны напрямую с мозгом, который связывает уже всё наше тело, и всё это влияет на наше поведение. Поэтому сенсорика является простой составляющей, нижним звеном науки нейрофизиологии, которая занимается уже коррекцией нарушений, а с помощью наших занятий есть возможность их предотвратить. Человеческому мозгу нужны положительные чувства, он их любит, с их помощью развивается сам и развивает наше тело.
Почувствовать себя в космосе
Чего только не происходит на развивающих занятиях проекта «СенсориУМ»! За два часа ребята, узнавая что-то новое, успевают подвигаться и размяться. Усидеть на одном месте детям часто бывает очень непросто, но талантливым педагогам удаётся добиваться внимания. На занятии, посвящённом теме космоса, участники проекта сделали космическую зарядку, собрали космический «мусор», но и, конечно, узнали много нового о первом полёте в космос Юрия Гагарина, о планетах Солнечной системы.
Библиотекарь Кузнецова всегда придумывает для своих подопечных что-то новое и интересное. Например, лабораторный опыт «Космический дождь». С помощью растительного масла, воды, лимонной кислоты и краски дети смогли увидеть, что такое невесомость, когда цветные капли плавают в масле, словно в космическом пространстве. Такое зрелище завораживает детское воображение.
Также ребята сами изготовили созвездие Большого Пса, проткнув с помощью пенопласта на бумаге контурные точки, а затем с помощью фонарика в темноте спроецировали созвездие на стену. Картина, согласитесь, также впечатляющая. Можно почувствовать себя в космосе!
Завершающим на космическом занятии стал мастер-класс по изготовлению собственной Солнечной системы со своими планетами, кометами и звёздами. Такое чудо можно сделать благодаря старой граммофонной пластинке. На её космическом чёрном фоне и получились новые системы планет. Делалось это с помощью клея, щепоток соли, воды и краски. Вся работа, которую проделали дети, даёт богатый опыт тактильных ощущений, учит чувству пропорции, позволяет ощутить себя творцами космической красоты.
Чудеса в действии!
На разных занятиях проекта «СенсориУМ» были затронуты разные темы. Например, одно из них посвятили домашним животным – «В гостях у кошки Мурки», где педагоги переоделись в кошачьи костюмы и показывали кошачьи движения, мяукали вместе с ребятами, играли в «кошки-мышки», развивая при этом быстроту двигательных реакций рук. Простую игру в «кошки-мышки» специалисты относят к нейроиграм, направленным на улучшение межполушарного взаимодействия мозга.
На другом занятии детям рассказали о человеческом теле. Эту достаточно сложную тему удалось удачно подать в игровой форме. Для начала показали познавательный мультфильм, затем посмотрели красочные книги по анатомии, а после сами нарисовали тело человека в полный рост, прорисовав на нём кровеносную систему, сердце, лёгкие и другие органы. А на традиционном мастер-классе самостоятельно изготовили макет человеческой кисти. С помощью трубочек и ниточек руку оживили, и она смогла двигаться. Ещё одно чудо — в действии!
Кроме мастер-классов и чтения книг, традиционными для проектов являются и театральные представления. Разыгрываются по ролям различные сюжеты. Дети и взрослые переодеваются в персонажей. Пользуются участники проекта и таким гениальным изобретением человечества, как Театр теней. Например, прочитав сказку «Как собака друга искала», ребята захотели самостоятельно поставить этот сюжет с помощью такого театра.
Словом, за три месяца реализации проекта «СенсориУМ» скучать не приходилось никому из его участников. И это мы ещё не затронули тему чудес из глины! За глинотерапию ответственна библиотекарь Надежда Жирнова. Ей удается увлечь детей, показать все преимущества такого замечательного природного материала, как глина, и, на какую бы тему ученики ни изготавливали свои поделки, им всегда это очень интересно.
«Лепка из глин сродни медитации: успокаивает, помогает развиваться и физически и духовно», – считает Надежда.
Учимся преодолевать трудности
Участники проекта не сидят постоянно пусть и в замечательных, но все же стенах библиотеки имени Горького. Регулярно проходят занятия на свежем воздухе по иппотерапии. Это уникальный метод реабилитации особенных детей посредством адаптивной верховой езды. Да и не только детей, ведь найти общий язык с лошадью непросто и взрослому человеку. Может быть, даже ещё сложнее, чем ребёнку.
Лошадь – уникальное живое существо. Свою уникальность она бескорыстно дарит нам, людям. Надо только всем сердцем полюбить этих чудесных животных. Особенным детям научиться и не бояться лошади очень непросто. На адаптацию может уйти целый год. Об этом и о своих впечатлениях от участия в проекте «СенсориУМ» нам рассказала Наталья, мама девятилетнего Михаила, имеющего аутестическое расстройство:
— На различные проекты «Созвездия Лошади» и библиотеки имени Горького мы ходим уже около 2 лет. Нам всё очень нравится, и мне, и Мише. Здесь он находится среди детей, ровесников, может себя проявлять, общаться. Здесь он учится общению, потому что в силу особенностей у него есть трудности с коммуникацией, как с детьми, так и взрослыми. Поэтому это очень ценные для нас занятия.
— Заметен ли эффект от занятий?
— Он стал легче воспринимать окружающих людей, а раньше плохо чувствовал себя в коллективе, мог убежать и спрятаться или же закрывал глаза и уши руками. Сейчас играет с ровесниками, отвечает на вопросы взрослых, может сам что-то спросить, чем-то поинтересоваться. Все занятия развивающих проектов всегда очень интересны. Если и возникают какие-то трудности, педагоги их умело сглаживают.
— А какое впечатление у Миши от общения с лошадьми?
— Вначале был очень сильный страх. Он боялся и самой лошади, и звуков, которые она издаёт – фырканья, ржания. Мы его постепенно уговаривали: давай подойдём, давай погладим, давай угостим. Конечно, на занятиях возникают трудности, но мы для того и ходим на них, чтобы всё преодолевать. Сейчас Миша может сам проехать верхом, с помощью подсказок и под контролем Кристины управляет лошадью. Может общаться уже с разными лошадьми, но ещё по-прежнему боится, протягивая лошади угощение.
— Спасибо, и удачи вам!
Положительный опыт
Наш визит на космическое занятие «СенсориУМа» завершает Кристина Кузнецова, рассказывая о своём любимом деле – работе с особенными детьми:
— Для наших деток очень важно накопление положительного опыта. Ведь они подсознательно стремятся избегать трудностей, создают себе однообразную комфортную обстановку, привыкают к ней и не хотят из неё выходить. Наши занятия помогают им раздвинуть рамки, получить при этом положительные эмоции и не бояться открывать для себя новое в дальнейшей жизни. Но с особенными детьми нужно быть и особенно осторожным, чтобы не навредить. Неосторожными методами можно очень быстро все испортить.
— Как вы находите эту грань, чтобы помочь и не навредить?
— Официальной стандартизированной программы в сфере иппотерапии в нашей стране нет. В мире такая программа была сформулирована в конце 80-х годов прошлого века группой канадских и американских терапевтов. В России существует Ассоциация иппотерапевтов, где и разработали наш стандарт для конных адаптивных занятий. Я в 2019 году окончила специальные курсы, соответствующие этому стандарту. Также отучилась в АмГПГУ на кафедре адаптивной физкультуры. Опираюсь и на свой личный опыт работы с лошадьми. В 2013 году у меня появился отличный друг — лошадь Персея, вместе с которой сейчас и работаем с детьми. Это моя жизнь, моё любимое дело.
Фото автора