Татьяна Сейфи: «Всё плохое оставить за дверьми»

В конце апреля в Комсомольске проходил Гражданский форум, инициатором которого выступила автономная некоммерческая культурно-просветительская организация «ТОЧКА РОСТА» (г. Хабаровск).

Девизом форума стали слова: «Главное – люди». И главные люди города – представители бизнеса, некоммерческого сектора, активисты и работники социальной сферы – в течение двух дней старались найти ответы на непростые вопросы. Например, как сделать жизнь комсомольчан лучше. Делились опытом, защищали новые идеи, внимали спикерам.

Глубину и проникновенность слов Татьяны Сейфи, руководителя проектов «ТОЧКИ РОСТА», участники форума всегда ждут с нетерпением. «Татьяна Булатовна – человек с большим сердцем. Она – доброта!» – говорит участница форума Кристина Кузнецова, руководитель АНО «Созвездие Лошади».

Кандидат культурологии, руководитель Центра общественных инициатив «Ладъ», эксперт в сфере развития и поддержки некоммерческих организаций и гражданских инициатив, член Общественного совета при Минвостокразвития России. И вдохновитель, и муза, и наставник. Но, может быть, кто-то ещё?

«Я учу людей»

– Я училка, всегда и во всём. Генетическая предопределённость. Где бы и кем бы я ни работала, я всегда нахожу, кого бы и чему бы поучить. Поэтому мне очень нравится работа тренера. Больше всего люблю тренинги по социальному проектированию. Я учу людей тому, как они могут свои замечательные идеи, важные и нужные для других людей, воплотить в жизнь, где могут найти на это ресурсы. Те, кто, как мне кажется, во мне нуждаются сегодня, это – активные, неравнодушные, инициативные люди. Ещё одна часть моей сегодняшней профессиональной жизни – разного рода экспертная работа, например, экспертиза социальных проектов в различных грантовых программах, федеральных, региональных, муниципальных.

«Верю в гармонию»

– В моём любимом булгаковском романе сформулирована одна из самых важных для меня ценностных и философских позиций: «Все люди добрые». Эта мысль «догнала» меня в юности. Я как будто всегда, с глубокого детства, это просто знала, чувствовала (мама моя – человек удивительной веры в людей), но про это специально не думала. Потом случился роман «Мастер и Маргарита», и – да, «все люди добрые»! Только в понимании каждого из нас добро и зло, как это ни парадоксально, а может, как раз и закономерно, очень относительные категории. «Все люди добрые» – это та основа, с которой можно жить и подходить к оценке мира. А то, с чем ты столкнёшься в реальной жизни (жестокость, глупость, несправедливость, трусость, ложь, предательство), – просто конкретная единичная ситуация, аномалия, которая не разрушает ценностной системы координат. Я понимаю, как это наивно и плоско звучит, особенно в моменте. И в сегодняшней ситуации чувствую, насколько мир стал агрессивнее. И я как человек, который «считывает» эту агрессию и чужую боль, физически страдаю.

 Но ведь жизнь устроена так, что на любое нарушение баланса возникает ответ. В природе ли, в социуме… На рост агрессии, я абсолютно точно знаю, есть мощная социальная реакция – множащаяся, саморазвивающаяся потребность людей делать добро, сохраняя баланс. Я верю в гармонию. Верю в любовь, в милосердие. В красоту, в истину. Это всё по-прежнему является основанием для существования человеческого.

«Благотворительность – это культура»

– Мне кажется, что благотворительность основывается на базовой потребности человека делать добро и приносить какую-то радость, счастье, пользу другим людям (не близким, но ближним), оказавшимся в беде. У меня есть чем делиться, и я делюсь с тем, кто ничего не имеет. Но благотворительность сегодня – это потребность ещё и экономическая, это своеобразное перераспределение ресурсов для решения силами самого общества серьёзных социальных проблем. И мне важно, чтобы в крае благотворительная деятельность приобрела регулярный и системный характер. Что это значит? Чтобы мы как люди, как организации, как сообщества действовали не по сиюминутному зову сердца, не потому, что эмоция возникла, когда увидел по телевизору больного ребёнка и немедленно схватился за телефон, чтобы перечислить деньги на указанный номер. Это тоже важно и имеет право на существование. Но, на мой взгляд, благотворительность – это культура, то есть система ценностей, представлений, социально одобряемого поведения, специальных благотворительных институтов. В индивидуальном измерении – это то, что ты делаешь всегда, потому что не делать не можешь. Например, я знаю огромное количество людей, которые подписаны на разные благотворительные организации и ежемесячно с доходов этих людей уходит определённая сумма в адрес этих организаций. Благотворительность – это когда ты понимаешь, что без твоего регулярного вклада (пусть и небольшого) не смогут существовать организации, которые системно решают важные проблемы одиноких пожилых людей, больных детей, женщин, переживших насилие, создания приютов для животных, оказавшихся на улице, и так далее. Я за такую благотворительность.

НКО – это и про беду, и про любовь, и по мечту

– Некоммерческие организации работают не только с социальными проблемами, с уязвимыми группами и нуждающимися. НКО – это не только про беду. Они ещё про любовь и мечту. Конечно, беда – самый мощный мотив, заставляющий людей объединяться. Например, в семье появляется ребёнок с инвалидностью, и родители понимают, что не справятся в одиночку. Тогда, как правило, мама начинает искать сообщество, которое поможет ей решить её личную проблему. А иногда сама создаёт организацию и собирает вокруг себя таких же мам.

А есть люди, которые хотят воплотить свою мечту в жизнь, находят единомышленников, создают НКО.

И третья история – про любовь. Когда человек находит сторонников, соработников, таких же как он, потому что у них у всех есть потребность и великий дар создавать вокруг себя доброе и полезное. Это любовь к людям, к городу, в котором живёшь, это желание, чтобы дети жили в мире, где есть добро, красота и любовь. И это ведь не пафосные вещи. Про это у нас, быть может, говорить не принято, но ведь это «сидит» во многих из нас.

«Филфак – это проявление сверхсвободы»

– Это был 1986 год, период, который для меня стал моментом серьёзного внутреннего становления как личности. Время было перестроечное, менялось всё, и моё юное сознание тоже. Многим тогда показалось, что можно дышать полной грудью, что это воздух свободы. В информационное поле хлынуло огромное количество литературных произведений, так называемая «возвращённая» литература. Сама жизнь была пропитана ощущением свободы, новизны, лёгкой эйфории. У нас на филфаке Комсомольского педагогического института были совершенно замечательные преподаватели. Декан факультета Елена Александровна Денисова, Аркадий Маркович Гильбурд, Леонид Зиновьевич Зельцер, Татьяна Алексеевна Чебанюк, Август Борисович Копелиович, Валерия Феликсовна Щварц – в моей жизни они сыграли колоссальную роль. У нас были невероятные диспуты, какие-то выяснения общечеловеческих философских вопросов, встречи студентов с преподавателями… Филфак дал мне классическое гуманитарное образование, которое позволило работать в разных профессиональных сферах, должностях. Филфак создал моё личностное эмоциональное и интеллектуальное пространство. Филфак – это головокружительная любовь… Не только к литературе. К человеческому. Потому что очень человеческими были отношения между студентами и преподавателями, была колоссальная заинтересованность преподавателей в студентах. И потрясающая забота о нашем становлении, о том, какими мы станем личностями, о том, что у нас внутри.

«Потому что всегда рядом есть тот, кто слабее»

– Как я избавляюсь от тоски? Часто силой воли. Меня драйвит, даёт ощущение жизни и силы жить, когда я слышу добрые истории о реальных людях. Когда общаюсь со светлыми, прекрасными людьми. Когда читаю хорошую книгу или смотрю хороший фильм, когда ранним утром звонит кто-то из коллег по некоммерческому сектору и задаёт какой-то вопрос, и я понимаю, что нужна. Понимаю, что нельзя раскисать, нельзя позволять себе хандрить, нельзя быть слабой. Потому что всегда рядом есть тот, кто слабее. У меня есть принцип, он сложился со времен преподавательской работы со студентами, но я его проецирую на любую свою работу, связанную с людьми. Когда я заходила в студенческую аудиторию, то всё негативное в моей личной жизни, все сомнения, слабость, неуверенность, дурное настроение – это всё я оставляла за дверями. И сейчас, когда иду к людям, я делаю то же самое. Мы ответственны за то, что отдаём другим. Люди подпитываются моей энергией, моим хорошим настроением, моей волей к жизни. Когда излучаешь солнечный свет, ты и получаешь обратно ровно то же самое. И когда ты вдохновляешь, то люди отвечают тебе энергией вдохновения. Этого достаточно, чтобы победить любую, даже экзистенциальную тоску и вернуть яркость побледневшим смыслам.

«Этот город – неистребимая часть меня»

– Уже много прошло лет, как я с семьей уехала из Комсомольска. Но, возвращаясь в город, всегда испытываю какое-то внутреннее очарование. Это даже не ностальгия, это понимание, схожее с откровением: вот она – моя родина. Мои бабушка и дедушка приехали сюда в 1934 году, здесь они познакомились, здесь родилась моя мама… Бабушка с дедушкой – первостроители этого города, а городу-то через месяц 90 лет! Здесь работал другой мой дед, благодаря которому фамилия Сейфи навсегда вписана в историю Комсомольска и историю российской авиации. Этот город – неистребимая часть меня. Он в жизни моей собственной семьи, во взаимоотношениях с замечательными людьми, с которыми я познакомилась здесь и которые здесь живут до сих пор: с моими бывшими студентами, с моими друзьями, с моими учителями… Здесь похоронены мои родные… Здесь очень много людей, которым не всё равно, каким будет город и жизнь в нём. Когда меня спрашивают, откуда я родом, я с гордостью и трепетом отвечаю – из Комсомольска-на-Амуре.

Беседовала Ульяна БОРОВИНСКАЯ.

Фото из личного архива Татьяны Сейфи

Яндекс.Метрика