К нам в редакцию позвонила комсомольчанка Людмила Иосифовна ТКАЛЯ. Сильно волнуясь, рассказала о своём родственнике, пережившем войну. Волновалась, что память о нём сотрётся у нас, тех, кто живёт сегодня. Нет, Людмила Иосифовна. Не сотрётся.
Начало 1930-х годов, село Броварки, Полтавщина. Обычная сельская семья: мать, отец, трое детей. В один из дней отец пошёл в соседнее село на заработки и пропал без вести.
— Тяжёлое время было, — рассказывает Людмила Иосифовна Ткаля. – Голод страшный, в окрестных лесах промышляли людоеды. Видимо, кто-то смог от них вырваться, и после прошёл слух, что ходить в соседние сёла через лес опасно.
Муж старшей сестры Людмилы Иосифовны Пётр Маркобог в то время был мальчишкой, 1924 года рождения. Оставшись без отца, мать продолжила работать в колхозе. Помогали дети. Сельские ребята всё умели делать: и коз пасли, и на сенокосе и по дому помогали, в колхозе подрабатывали.
После школы Пётр собирался поступать в военное училище, но не успел. Началась война, к Полтавщине подходили немцы, и вся молодёжь села уже знала, какое их ждёт будущее. Либо в Германию угонят, либо убьют.
Пётр с братом Иваном и другими ребятами из села решили полями пробираться к нашим войскам. На Полтавщине поля пшеницы и кукурузы огромные, на сотни километров. Шли через них наугад, ориентируясь на звуки артиллерийской канонады.
Когда попали к своим, Пётр сразу ушёл воевать, получил ранение, и после лечения в госпитале его отправили в военное училище связи. Затем снова на фронт офицером-связистом танковых войск. Опять ранение, госпиталь и долгожданная победа.
В 1945 году часть перебросили на Дальний Восток, в Комсомольск-на-Амуре. Здесь старший лейтенант Маркобог демобилизовался и с молодой женой Риммой уехал на Украину.
Пережившая оккупацию мама Петра рассказывала о немцах:
— Были нормальные, даже детей подкармливали, но если немец рыжий – бегите!
Вот такая народная наблюдательность.
Пожив немного на Украине, молодая семья вернулась в Комсомольск: Римме не подошёл украинский климат.
Пётр Маркович устроился на авиационный завод им. Ю.А.Гагарина, где и проработал всю жизнь в цехе № 21. К боевым наградам прибавилась награда за ударный труд, Пётр Маркобог был награждён орденом Ленина.
— В моё время люди были какие-то другие. Может потому, что много настрадались, — вспоминает Людмила Иосифовна. – Труженики, каких мало, душевные качества самые лучшие. Я помню руки Петра Марковича, они все потрескавшиеся от работы. Женщины всё умели: шить, вязать, вышивать, кулинарки отменные. Сейчас всё готовое, и девушки только в телефоны смотрят… Как многие фронтовики, Пётр Маркович не любил рассказывать о войне и смотреть военные фильмы. Говорил, что очень трудно и больно вспоминать те годы. На войне было всё: страх, голод, холод, грязь, ранения и смерть товарищей. Рассказывать о войне – значит переживать все заново.