ШАМАН-ГОРА

Продолжаем знакомство с дальневосточным писателем Константином КУРАЛЕНЕЙ на примере авантюрно-исторического романа «Шаман-гора». Его герой Михаил Манычев таинственным образом попадает в начало 1860 года и участвует в сплаве переселенцев на Нижний Амур. Сплав превращается в захватывающее приключение, полное опасностей и любви.

Но начинается роман событиями 1986 года – поездкой героя на строительство завода агрохимических удобрений в посёлок Нижняя Тамбовка. Первая глава называется «Комсомольцы-добровольцы». Читаем: «Пятьдесят счастливчиков комсомольско-молодёжного отряда, оставив домашние углы, ехали в тайгу строить с «нуля» свой город. Город будущего, как назвал его на прощальном митинге один из провожающих чиновников». Речь о городе Бонивуре, который так и не был построен.

Советские мифы

Советская история полна мифов. Мифы прекрасны, когда являются некими сказочными притчами о далёких событиях, из которых мы, современники, можем извлечь определённую мораль. Но советские мифы рассказывают нам о не столь уж далёком прошлом, чтобы мы не могли узнать о нём правду.

Комсомольские стройки – идеологический миф, служащий прикрытием для не столь приглядной реальности. Комсомольск якобы являлся одной из первых комсомольских строек, а город Бонивур – последней. Члены ВЛКСМ (как и КПСС), конечно, были на строительствах. Занимали руководящие посты, командовали, да и сами махали лопатой. Но без системы ГУЛАГ построить бы ничего не смогли.

Примером тому служит и строительство в 40-х годах первой ветки нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре». Какие ведомства только ни брались его строить, но сдвинул дело с мёртвой точки именно Лагерь с его тысячами заключённых. И не считаясь с жертвами. Поэтому аксиома советской жизни такова, что если строительство объявляют грандиозной комсомольской стройкой, то ищи подвох.

Пафосным именем Бонивур прикрывалось строительство завода агрохимических удобрений в селе Нижняя Тамбовка, который, по мнению экологов, отравил бы Амур своими ядовитыми отходами. А помимо «комсомольцев-добровольцев», на стройке были задействованы заключённые-«химики». Ещё в 60-х сидельцев отправляли на вредные химические производства, поэтому и закрепилось такое название.

Переселенцы, основатели города

Но всё же наш рассказ, как и книга, в большей степени посвящён переселенцам, основателям будущего Комсомольска. Новым городом, в 1932 году, прикрывалось секретное строительство судостроительного завода. Но, как свидетельствуют архивные материалы, в 30-40-е город Комсомольск представлял собой дома села Пермского, ряд строительных заводских площадок и заводских посёлков различных Наркоматов. Часто при отсутствии дорог. Объединить всё это в более-менее единую инфраструктуру удалось только в 50-60-е года.

Так что выражение «на месте Комсомольска находилось село Пермское» абсолютно некорректно, потому что и то и другое являлось общим организмом: последние сельские дома были снесены только в 60-х годах. Село Пермское постепенно преобразовывалось в современный наш город Комсомольск-на-Амуре.

Временной переход

Михаил с энтузиазмом влился в трудовые будни. Будучи неравнодушным к природе человеком, первую возможность отдохнуть использовал для похода в тайгу, на Шаман-гору. Любителям дальневосточной природы хорошо известен феномен Хабаровского края – Амурские столбы, комплекс уникальных скальных обнажений. Все путешественники в один голос говорят о мощной энергетике этого места. Почувствовал её и Михаил: «В полночь звёзды в пещерном проёме сорвались с места и заплясали в бешеном хороводе. Голова моя закружилась, а ноги подкосились. Я упал и потерял сознание».

Очнулся Михайло посреди раскисшей от грязи дороги. «Служивый, ты чего тут раскорячился?! А ну, геть в сторону», – услышал наш герой чей-то голос и увидел множество повозок с людьми. «Одеты они были серо и однообразно. У многих на ногах лапти, а иные шли и вовсе без обуви, с посиневшими от холода ногами. Лица у всех хмурые и грязные».

Это оказались крестьяне-переселенцы, а сопровождали их казаки, которые, на удивление Михаила, приняли его за своего. Караван стоял у притока Амура Шилки и готовился идти до Благовещенского караула. Так наш гость из будущего стал одним из солдат 3-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Вскоре он уже пил с казаками самогон. «Радостно брякнули металлические кружки. Завязался мужской разговор. У солдат всех времён и народов тема для разговоров одна – о сволочах начальниках, о женщинах-изменщицах, о далёком доме и о тяжкой солдатской доле».

Шасть в кусты, а там хунхуз!

«Вот уже целую неделю наш плоты и баржи раскачивает угрюмая амурская волна. Сплав растянулся на многие километры». Михаил сдружился с казаком Степаном Кольцо. Имелись среди переселенцев и симпатичные крестьянки.

«– Давеча видел я, тётка Праскевна, как ты одна, без обчества, до кустов путь держала…

– Охальник окаянный, нашёл куды смотреть!

– Да опасаюсь я, как бы кто не прихватил вас за это самое место…

Степан пояснил свою мысль:

–  Ты шасть в кусты, а там хунхуз. Он тебя хвать, и айда!

– А кто они такие, эвти кункузы? – оторопела молодка.

– Это такие маньчжурские гулящие люди. Разбойники, значит. Русских баб любят, аж скулы ломит».

И действительно, нашим героям довелось встретиться с одной из таких банд. Ночью хунхузы смогли похитить нескольких девушек. И Михайло со Степаном отправились в погоню. Надо сказать, что Михаилу в своём времени пришлось приобрести боевой опыт в Афганистане, который здесь очень пригодился. Его подвиги восхищали даже боевого казака Степана:

«– Ну, ты даёшь…Где, говоришь, служил?

– В лейб-гвардии десантно-гренадерском полку!»

Дальнейший рассказ – это бесконечные погони и сражения, перемежающиеся русским юмором и любовными взаимоотношениями героев. Зазнобу Степана звали Катерина, а к Михаилу воспылала чувствами юная крестьянка по имени Луиза. Такое имя она получила, родившись пятой по счёту девкой в большой крестьянской семье. Мучаясь над ещё одним именем, отец назвал дочь по имени гувернантки местного богатея.

Женщин наши герои, конечно же, отбили и вернули их в целости и сохранности на плот. Повоевать пришлось не только с китайцами, но и с русскими беглыми каторжниками.

Золотая империя

Также роман перемежается историями об освоении нашего края, рассказанными Степаном, предки которого ходили в походы и с сибирским атаманом Ермаком, и с Ерофеем Хабаровым. Есть место и истории коренных народов Приамурья. Так, вместе с нашими героями сплавляется молодая семья мангренов Алонка и Менгри. Вот их рассказ: «В нас течёт кровь даурских князей и мангренских шаманов. Земля, где мы находимся, принадлежала великому государству – Золотой империи чжурчжэней. Очень могучей была империя. Сильней, чем ваша страна, сильней, чем Китай. Но настали суровые дни испытаний. Пришли в наши земли полчища врагов, умеющих только убивать и грабить. Это племя называлось монголы».

Действительно, в Приамурье в разное время сходились интересы сразу нескольких цивилизаций: помимо русской и китайской – монгольская и эвенкийская. До середины XVII века жил здесь сильный народ дауров – монгольского корня с примесью эвенкийской крови. Мангренами Кураленя называет эвенков, потомков чжурчжэней.

Три солнца

Про нанайцев писатель пишет так: «До чего безобидный и гостеприимный народ. Конечно, если не давать водки. В противном случае сразу вскипает горячая чжурчжэньская кровь». Нанайцы рассказали легенду о происхождении вулкана на острове Ядасен озера Болонь: «В те времена три солнца на земле светили. Да так жарко, что камень мягким становился, как глина. Шибко плохо жили нани. Кета не доходила до нерестилищ. В одном стойбище жила девушка Мамилчжи, шибко красивая.

– Я войду в жилище того охотника, который избавит всё живое от нестерпимой жары, – сказала она.

Богатырь Кадо убил первое солнце. Упало оно в море за горами Сихотэ-Алиня. Во второе солнце промахнулся Кадо. Третье подстрелил он своей стрелой, едва показался на горизонте его краешек. Отомстило солнце своему убийце и упало прямо в воды озера».

Комсомольск старше Хабаровска?

Караван причалил к военному посту Хабаровка, выгодно расположившемуся в месте слияния Амура и Уссури. Читаем: «Я добросовестно пытался разглядеть привычные очертания города, а увидел лишь первозданную тайгу. И лишь когда подошли совсем близко, стали видны невзрачные деревянные строения и просматриваться линии улиц».

Мало кто помнит, что в 1858 году Хабаровка основывалась на землях, не относившихся ещё в полной мере к России. По Айгунскому договору, лишь левый берег Амура признавался нашей собственностью, а Уссурийский край от будущего Хабаровска до моря оставался в совместном владении вплоть до определения границ, которые были установлены лишь Пекинским договором в ноябре 1860 года.

Также согласно архивным документам крестьяне в Хабаровке поселились лишь в 1861 году, а до этого пост заселяли исключительно военные. Так что, объективно говоря, гражданским российским поселением Хабаровск стал на год позже, чем Комсомольск.

Наша история

«Весь караван останавливаться в районе будущего села Пермского не стал. В полной тишине часть плотов отвалила от общего сплава и направилась к берегу. Оставшиеся с завистью провожали глазами удаляющиеся плоты.

– Пермские-то радуются, что не приведи Господь, – раздавались завистливые вздохи.

Радовались крестьяне, что наконец-то заканчивается их трудный исход. Я понимал важность происходящего: это были не просто плоты с русскими бабами и мужиками, это была наша история».

Яндекс.Метрика