Несколько месяцев назад известный в городе музыкант Михаил ТОКАРЕВ, лидер группы «Токарев-бэнд», дал интервью интернет-радиостанции «Рады музыке», в рамках которого музыкант и преподаватель кафедры иностранных языков Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета вспомнил 80 – 90-е годы прошлого века, когда он и созданный им с товарищами джаз-комбо «Дилижанс» популяризировал эту музыку в нашем городе и участвовал в проводимых тогда в стране джазовых фестивалях. Ему довелось поработать во многих ресторанах Комсомольска. Большинства музыкантов сейчас уже нет, а истории о них остались.
Михаил Токарев приехал в Комсомольск-на-Амуре в начале 80-х годов. До этого он был студентом иняза Хабаровского государственного педагогического института и хабаровским музыкантом.
– На базе университета, где я учился, был создан ансамбль «Лингва», который пел песни на иностранном языке, – вспомнинает Михаил Токарев. – Поскольку это отвечало специфике факультета иностранных языков, никто не препятствовал нашему творчеству. Мы тогда много где работали. Это были и студенческие свадьбы, и рестораны, и другие места. Например, последним местом работы в Хабаровске стал рыбный ресторан «Нептун». В те годы, чтобы тебя легально устроили на работу музыкантом, нужна была тарификация. Существовали три категории. Нас тарифицировал известнейший музыкант Вячеслав Трофимович Захаров, легенда хабаровского джаза. К сожалению, сейчас он уехал в Москву. Мы получили третью категорию, которая, тем не менее, давала нам трудовую книжку и социальный пакет. Зарплата была 120-140 рублей, но в те времена это были вполне нормальные деньги. Поначалу, кроме меня, в группе был басист Олег Белянский (впоследствии участник популярнейшей на Дальнем Востоке группы «Трек»), барабанщик Александр Медведев и Александр Шостак, игравший на электробаяне. Состав просуществовал недолго, и когда мы закончили вуз, то разъехались кто куда. «Лингва» набрала новых участников и оставалась популярным брендом вуза ещё долгое время.
В то время Михаил Токарев как раз женился на комсомольчанке и вузовской однокашнице по имени Ольга. Жили молодожёны у её родителей в Комсомольске-на-Амуре.
— В Комсомольск я приехал с большим скепсисом, и город встретил меня холодом, — рассказал музыкант. – Морозы были дикие. Я работал в 42-й школе, у которой в то время был музыкальный уклон. В первую половину дня она функционировала как общеобразовательное учреждение, а во второй – как музыкальное. В этой школе работал музыкант Юрий Мартыненко, с которым я подружился и очень ценил его. Мне было грустно в городе, и я пошёл в Дом молодёжи на конкурс молодых голосов. Тогда, к слову, это учреждение было своеобразной Меккой для музыкантов. Я был шокирован, так как качество самодеятельного материала, который я увидел, было очень высоким. Мне, к примеру, очень понравилась вокальная группа Сергея Кузьмина «Квант».
В то время предприятия города, по словам Михаила Токарева, уделяли большое внимание самодеятельности. У коллективов были профессиональные руководители, хорошие костюмы и лучшая аппаратура из той, которую можно было достать. Поэтому самодеятельность быстро и качественно развивалась.
– Я подумал, что самодеятельность для меня не тот формат и надо заниматься музыкой более профессионально. Поэтому стал искать выходы на рестораны. В «Коралле», который находился на Кирова и затем стал баром «Лиго», тогда работали музыканты, среди которых был девятиклассник школы №51 Феликс Ильиных. Впоследствии талантливый комсомольчанин стал аранжировщиком «Старых песен о главном» на Первом канале и работал в проектах с Иваном Ургантом. Иногда я заходил в это заведение, и музыканты разрешали мне играть с ними. Помню, я тогда купил двойную пластинку Стиви Уандера и предложил Феликсу совместно сделать кавер на композицию Isn’t She Lovely с этого альбома. Я сыграл на гитаре, а он спел эту песню. Самым крутым в те годы был ресторан «Бригантина», и я решил попробовать попасть туда. В заведении уже были музыканты, но среди них не оказалось гитариста. Я предложил свою кандидатуру, подчеркнув, что играю джаз. Музыканты с радостью пригласили меня присоединиться к ним, но предупредили, что работать в группу не возьмут, так как никто не хотел «делиться». Мне также предложили сходить к опытному музыканту Александру Лаврову, чтобы тот подсказал мне, с кем можно поработать.
Музыкант предложил Михаилу Токареву попробовать себя в ресторане «Орфей», который в те годы строился на проспекте Первостроителей. Заведение было камерного типа, не рассчитанное на эстрадную музыку. Долго музыкальный коллектив не просуществовал. Его услышали участники художественного совета и сказали, что такой репертуар не подходит.
— Нам помог Николай Дударь, который предложил мне собрать состав и работать в ресторане «Коралл», — продолжил рассказ Михаил Токарев. – В коллектив вошёл Андрей Ветрик, у которого была ударная установка «Ямаха». По тем временам это было очень круто. На басу играл Леонид Ящук, а на клавишных — Александр Супонин. У нас было два гитариста: я и Николай Пономарёв. Частенько к нам захаживал лидер группы «Серпантин» Александр Боляков, который отмечал интересное звучание двух гитар в разных стилях. Так мы и работали, пока ресторан не закрыли на ремонт.
Примерно в это время с Сахалина в город приехал саксофонист Андрей Кондратенко, большой любитель джаза. Он хотел создать некий формат для пропаганды джазовых идей.
– Я влился в созданный им коллектив, который стал впоследствии джаз-комбо «Дилижанс», — добавил Михаил Токарев. – У нас была полупрофессиональная деятельность. Кроме меня и Кондратенко, в коллективе играл Александр Лисин и Константин Копыцин. Когда начались проблемы с алкоголем в СССР, ресторан из-за резкого падения выручки закрылся. Начались безалкогольные времена. К слову, ресторанов в Комсомольске в те годы было очень много. Один из них даже работал на железнодорожном вокзале и назывался «Гудок». В нём тоже выступали музыканты. Мы в тот момент готовили программу на джазовый фестиваль. Дело завертелось, и участников поразил дух джазовых произведений. Мы стали часто ездить на проводимые тогда фестивали. Потом решили делать концерты для популяризации джаза. В их рамках не только играли, но и рассказывали зрителям о стилях этого музыкального направления, создали джазовый клуб, выбрали президента и даже умудрились организовать и провести первый джазовый фестиваль в Комсомольске в 1988 году на базе Дома молодёжи. Очень помог в финансировании этого мероприятия Алексей Гарифуллин, руководивший располагавшейся в учреждении студией звукозаписи, который был сам успешным бизнесменом и музыкантом. Константина Копыцина впоследствии в нашей группе заменил Константин Дусенко. Сейчас он работает в театре Александра Градского. Долго эта затея не просуществовала.
Самыми денежными временами, по словам Михаила Токарева, была работа в модном ресторане «Малахит», располагавшемся в те годы возле педагогического института. Это были лихие девяностые.
– Денег было настолько много, что за неделю работы мы смогли купить себе японскую микролитражку, – с улыбкой вспоминает музыкант. – Правда, потом её пришлось продать, так как ни у кого из нас не было прав. Так что затея изначально была глупой. К сожалению, денежное время закончилось очень быстро.
В 2022 году Михаил Токарев по-прежнему на сцене. У него собственная группа «Токарев-бэнд». Название, по словам музыканта, не связано с его тщеславием. Михаил Токарев – единственный её постоянный участник. Остальной состав менялся не один раз.
– На мой взгляд, проблема в настоящее время в том, что сейчас не проводятся конкурсы инструментальной музыки, — подытожил Михаил Токарев. – Жаль, что сейчас гитарный жанр отходит на дальний план. Просто мало кто хочет этим заниматься. Сейчас многие музыканты ищут то, что полегче. Доходит до того, что некоторые даже не знают ноты, но им это не мешает выступать. Думаю, что нужно больше конкурсов профмастерства, которые помогут показать, что для того, чтобы стать профессиональным музыкантом, нужно приложить труд.
Христина МАСЛИЧЕНКО
Фото из личного архива Михаила ТОКАРЕВА
На первом фото в заголовке: выступление «Дилижанса» на Хабаровском джазовом фестивале в 1987 году.