ПЕСНЯ КАК КОРЕНЬ ЖИЗНИ

Народные песни и музыкальные инструменты составляют базовую сущность культуры народа, отражают специфику этноса. В Комсомольске, кроме известного нанайского ансамбля «Гивана», существует ещё и музыкальный коллектив «Орхода», что в переводе значит женьшень – корень жизни.

— Коллектив наш сложился в 2009 году, — говорит Нина Абрамова, руководитель ансамбля «Орхода». — До этого мы были в составе «Гиваны». Решили выступать отдельным коллективом, всё-таки там больше упор на танцы, а мы уже в возрасте, тяжело. И вроде уже привыкли, всё время пели вместе. Нет, надо свой ансамбль. Так и получилось.

Репетиции проходят два раза в неделю во Дворце судостроителей, где базируются все ветеранские творческие коллективы города. Летом собираются реже, потому что у всех дачи. Средний возраст участников от 60 до 80 лет. Инструменты свои: бубен, копя депя и погремушка.

— Особых сложностей с организацией ансамбля не было. Как сложился коллектив в «Гиване», так мы и остались. Сначала нас было восемь человек. В прошлом  году двое переехали в Амурск, двое ушли сами. Так что сейчас остались четыре женщины, и мы будем ходить до последнего.

— На ваш взгляд, в чём особенность ансамбля?

— Мы храним, не забываем свою культуру. Все песни исполняются на нанайском языке, костюмы национальные. Также мы проводим  нанайские обряды.

— Как вы считаете, что движет людьми, которые пришли в ансамбль?

— В коллективе есть женщины, которые пели ещё в «Гиване», то есть в ансамбле они раньше меня, это 30-40 лет. Привыкли, к тому же общение в нашем возрасте имеет значение. Ещё нравится участвовать в фестивалях и праздниках. Последние пару лет, конечно, было трудно, то ковид, то проблемы с финансами.

«Орхода» практически не гастролирует, и это можно понять. Здесь и вопрос финансирования, и возраст участниц ансамбля не для разъездов. Выступают там, куда пригласят. Регулярно присутствуют на праздновании Дня села Пермского, в Музее изобразительных искусств на праздновании Дня Хабаровского края. Недавно выступали на открытии одного из городских кафе, в меню которого есть блюда коренных народов Дальнего Востока. Там участники ансамбля исполнили свои песни и провели обряд очищения, то есть при входе каждого гостя коснулись тальниковыми ветками.

— Куда бы нас ни приглашали, мы никогда не отказываемся, поэтому надо всегда готовиться, репетировать. Вот на День народного единства России пригласили в Солнечный. Пока думаем, слишком поздно концерт состоится.

В выступлениях используются в основном песни ещё прошлых времен. Ищутся забытые песни.

— Никто не помогает, всё сами. Как-то мы участвовали в онлайн-фестивале, и за участие нам выделили деньги от края. Купили ткани, нитки, и всю зиму вышивали.

— Нина Васильевна, сложно работать с нанайской культурой?

— Сложность в том, что мы плохо знаем нанайский язык. Мы все выросли в то время, когда были гонения на шаманизм, национальный язык, а теперь вот хватились — и нет ничего. Изучаем сами по учебным пособиям.

— На ваш взгляд, что следует сделать, чтобы поднять нанайскую культуру?

— К сожалению, никто не хочет идти в ансамбль. Вот недавно взяли мальчика 13 лет. Ему нравится, не знаем, что получится, но пока он ходит.

Безусловно, нанайская культура в городе требует определённой «перезагрузки». Это значит, следует больше уделять внимания изучению языка, истории национального костюма, фольклора. Только тогда люди получат возможность больше знать об общей картине нанайской культуры, которая прекрасна, многолика и в духовном плане, и материальном. Только осмысляя имеющиеся знания, мы можем  вписать традиции в современность, связать прошлое с настоящим.

Евгений СИДОРОВ. Фото Владимира КУЛИКОВА

Яндекс.Метрика