УЧИТЕЛЬ ГОДА

В понедельник 6 февраля во Дворце творчества детей и молодёжи прошёл конкурс лучших учителей Комсомольска-на-Амуре. В состязаниях профессионального мастерства приняли участие 18 педагогов из 8 образовательных учреждений.

По результатам конкурса победителем городского этапа «Учитель года-2023» стала Ирина ШЕВЧЕНКО, преподаватель английского языка школы №4.

Мы встретились с лучшим учителем 2023 года и поговорили о конкурсе, работе преподавателя и о том, можно ли в школе по-настоящему освоить английский язык.

В 1997 году Ирина Шевченко окончила Горловский педагогический институт иностранных языков и с тех пор работает учителем в школе. В 2014 году в Донецкой области начались боевые действия, и семья Ирины Анатольевны переехала в Комсомольск-на-Амуре. В этом плане комсомольчанам, в частности ученикам школы №4, очень повезло. К ним пришёл преподаватель, действительно любящий свою работу, свой предмет и своих учеников. Ведь, по мнению Ирины Анатольевны, школа — это всегда интересно, школа — это всегда что-то новое, школа — это место, которое никогда не даёт скучать.

— Люблю детей, английский язык и хочу передать эту любовь ученикам, — говорит Ирина Анатольевна.

— Ирина Анатольевна, вы ожидали, что станете лучшим учителем года?

— Нет, не ожидала. Конечно, чувствовала, что я могу бороться, и опыт работы позволяет показать свои умения, наработки, но, если честно, я от себя не ожидала таких результатов.

— Что вы можете сказать о конкурсе?

— Конкурс проходил в несколько этапов. Первый был отборочным. В своей школе нужно было дать урок, который предметная комиссия оценивала по определённым критериям. Затем составлялся рейтинг учителей по количеству набранных баллов, и по результатам я прошла в полуфинал. В январе стало известно, кто прошёл в полуфинал, и мы начали готовиться уже к муниципальному этапу, который проходил в течение двух дней. Первый день — конкурсный урок в гимназии №9 и презентация своего опыта. Это был полуфинал, в который прошли четверо. На финальном этапе нужно было показать мастер-класс, продемонстрировать педагогический приём, нечто новое, интересное, нестандартное, показать то, что я применяю на практике на уроках.

 — А что было самым сложным?

— Самым сложным, наверное, для меня стал первый отборочный этап, где нужно было погрузиться в процесс подготовки к конкурсу, а когда ещё много другой работы, уроки, классное руководство, какие-то текущие дела — это сложно было совместить и реализовать. Конечно, была поддержка со стороны администрации школы, коллег-учителей, поэтому, наверное, и результат такой.И я очень благодарна всем за помощь!

Ирина Анатольевна преподаёт английский язык с третьего по одиннадцатый класс. Нагрузка довольно серьёзная, зачастую преподаватели работают на пределе своих возможностей. Уроки, классное руководство, всевозможные конкурсы-олимпиады – то,что знакомо  каждому педагогу в его ежедневной работе.

— Как ученики отреагировали на ваш успех на конкурсе?

— Было так много поздравлений и от моих учеников, и от выпускников прошлых лет. Ребята моего класса очень радовались моим успехам, бывшие выпускники также прислали поздравления.

— Уже готовитесь к краевому этапу конкурса?

— Краевой этап будет в апреле. Пока трудно сказать, какая будет подготовка, точно знаю — это будет ещё сложнее, интереснее. Скорее всего, там будет больше конкурсных заданий, но каких конкретно, пока сказать не могу.

— Два года назад главными проблемами для учителей стало дистанционное образование. Сейчас приходится работать в условиях ситуации СВО. Это как-то учитывается на уроках?

— Разумеется, мы беседуем с учениками о том, что у нас происходит в стране, говорим о патриотизме, пишем письма бойцам, стараемся их поддержать. Один из наших выпускников геройски погиб, выполняя воинский долг.Посмерно он награждён орденом Мужества. В нашей школе  в память о нём открыта мемориальная доска, чтобы дети знали о герое — выпускнике нашей школы.

— Ирина Анатольевна, давайте поговорим об английском языке. К примеру, есть ли ученики, которые спрашивают, зачем им учить английский язык?  

— Да, довольно часто говорят: зачем мне английский, я же никуда не поеду. Но жизнь непредсказуема, и никогда не знаешь, что тебе пригодится в будущем. Можно будет общаться с человеком без переводчика. В повседневной жизни  мы  тоже часто соприкасаемся с иностранным языком. Кроме того, никто не отменял общие знания, независимо от того, будут ли они иметь практическое применение в жизни или нет. Чем больше человек знает, тем свободнее он себя чувствует. Знания — это своего рода внутренняя свобода и уверенность в жизни.

— Вспоминая советский школьный учебник английского языка, понимаешь, что, если приехать в США с такими языковыми знаниями и заговорить с американцем, тот, скорее всего, ничего не поймёт. Есть ли изменения в методике изучения английского языка в школе?

— Любой предметник в школе следует программе обучения.

Российский школьный учебник английского языка, по которому я работаю, кардинально отличается от советского тематическим наполнением, поменялась жизнь- поменялся язык.Кроме того, учебник в современной школе построен на аутентичных текстах, созданных носителями языка. Это совместный и очень качественный продукт российских и британских методистов. В нём живой язык, есть аудиоприложения, можно слушать носителей языка. И если этот учебник добросовестно отрабатывать, то на английском языке можно неплохо говорить.

Ирина Анатольевна отмечает, что сегодня иностранный язык изучается в ситуативных моментах, а это в первую очередь набор определённой лексики, фраз, устойчивых выражений, которые можно применять в разных ситуациях общения, то есть программа предусматривает коммуникативное изучение языка, чтобы научить ребёнка общаться  на английском языке в разных ситуациях.

По словам победительницы городского этапа, две недели конкурсных этапов прошли как один день. Да, сложно, надо полностью погрузиться в творческий процесс, вспомнить всё, что ты применяешь, умеешь, и показать это интересно. И всё-таки конкурс — это в первую очередь про учителя. Ведь давать уроки, представлять опыт — это то, к чему преподаватели этой профессии прикасаются каждый день.И конечно же, это общение с другими коллегами, всегда полезно посмотреть, как другие педагоги работают, и в этом плане конкурс — это даже, наверное, не соревнование, а, скорее, общение, обмен опытом, и это главное.

К слову, Ирина Шевченко представит Комсомольск-на-Амуре на краевом этапе конкурса «Учитель года Хабаровского края», который пройдёт с 13 марта по 18 апреля в Хабаровске.

Евгений СИДОРОВ. Фото предоставлены Ириной Шевченко

Яндекс.Метрика