Интервью с заместителем начальника следственного управления УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре Константином Деркаченко. Беседуем о схемах «развода» граждан и о том, как распознать мошенника.
00:50 – схема «родственник попал в беду»
03:02 – как ей противодействовать
04:57 – схемы «звонок из банка» и «звонок от силовых структур»
07:35 – как им противодействовать
09:52 – «липовые» интернет-магазины
13:16 – много ли таких преступлений совершается в Комсомольске
14:13 – кто чаще попадается на уловки мошенников
15:00 – как с ними работает полиция
18:40 – часто ли раскрываются такие преступления
24:23 – резюме: как уберечься от телефонных мошенников
26:17 – подменные номера телефонов
27:27 – игра на бирже, Форексе и прочая «липа»
33:02 – резюме: как уберечься от интернет-мошенников
34:08 – P. S. Рекомендации Центробанка по защите от телефонных мошенников
Смотрите интервью по ссылкам в Рутубе и Ютубе
А сейчас текстовый вариант интервью с Константином ДЕРКАЧЕНКО. Тема очень актуальная, буквально каждый день комсомольчане попадаются на удочку подобного вида преступлений.
— Константин Викторович, какие схемы мошенничества используют злоумышленники против простых граждан?
— На сегодняшний день существует несколько основных вариантов отъёма у граждан денежных средств. Самый распространенный – это когда вам звонят на телефон, умоляют помочь, представляясь родственником или знакомым, и просят оказать помощь в виде перевода денежных средств на указанные телефонные номера. Схема хотя и старая, но на сегодняшний день всё ещё актуальная.
Забегая вперёд скажу, что в таких ситуациях граждане забывают о том, что в этой ситуации они сами являются субъектом преступления, по сути — соучастниками. И за данное преступление предусмотрено наказание согласно статье 291.1 УК РФ (посредничество в даче взятки).
— Тогда, если существуют такие опасные последствия для потерпевшего, как противодействовать?
— Как правило, преступники говорят быстро и тихим голосом, чтобы человек не понял, не узнал, и сразу по максимуму нагружают информацией, которая усыпляет бдительность потерпевшего, и он перестаёт ориентироваться. Первое, что надо сделать, это сбросить звонок и самому перезвонить тому, кому якобы требуется помощь. Одна-две минуты в такой ситуации не играют никакой роли, и у потерпевшего появится возможность увидеть реальную картину.
Кроме того, Константин Викторович обратил внимание на то, что в последнее время преступники используют схемы, связанные с опасными движениями финансов по банковским счетам, то есть либо какие-то непонятные лица якобы берут кредиты на ваше имя, либо кто-то пытается снять деньги, опять же, с якобы вашего банковского счёта. То есть потерпевшему поступает звонок или сообщение с использованием сервисов Вотсап, Вайбер, и некие люди, представившись сотрудниками финансовых организаций или службы безопасности банка, операторов этой организации, говорят, что у вас наблюдаются подозрительные движения по банковскому счёту, либо от вас поступила заявка, что вы хотите взять кредит.
И дальше в ход идёт схема, по которой человеку навязывают действия.
Первое, что преступники пытаются сделать, — это снять деньги со счёта и перевести на какой-либо другой, якобы безопасный. Бывают случаи, когда потерпевшие в испуге рассказывают обо всех своих банковских вкладах, которые у них имеются. Получив эту информацию, преступники говорят, что надо срочно снять все деньги и перевести на якобы безопасный счёт. Люди бегут и делают то, чего нельзя делать. В этом случае надо просто прервать разговор. Ни банки, ни службы безопасности этих организаций не имеют права звонить своим клиентам(им запрещено это), тем более на личные сотовые номера. Если банку необходимо довести до клиента какую-то важную информацию, он использует свои приложения и короткие сервисные номера.
— Или вам звонит некий следователь и говорит, что в банке накрыли банду преступников и необходимо помочь раскрыть эту банду. Для этого требуется взять кредит и положить его на якобы безопасный счёт, а они проследят, как будет действовать эта схема, а все денежные средства вам вернут.
— Банк, силовая структура, потерпевший родственник — что ещё?
— На сегодняшний день у нас идёт СВО, и преступники также используют данную ситуацию в своих целях, размещая объявления по продаже имущества необходимого для СВО. Как правило, они выступают продавцами интернет-магазинов военного и специального имущества. Недавно группа граждан в Комсомольске собрала определённую сумму средств и решили приобрести дроны. Обратились в интернет-магазин, нарвались на мошенников. Проводится расследование.
— Откуда у мошенников телефонные номера?
— Из опыта уголовных дел можно сделать вывод, что, возможно, происходит утечка баз данных клиентов, например, у сотовых операторов. Бывает, просто звонят наугад.
— Часто ли совершаются в Комсомольске такие преступления?
— Если считать с начала 2023 года, то по таким преступлениям граждане обращаются в отделы полиции города практически ежедневно. На сегодняшний день зафиксирован рост подобных телефонных мошенничеств.
— Кто чаще всего попадается на удочку?
— Все категории населения, включая людей с высшим образованием, молодые и пенсионеры. Нельзя сказать, что в сети мошенников попадаются одни доверчивые старики.
— Как вы работаете с такими делами?
— Начинаем работать с потерпевшим, выясняем информацию обстоятельств дела, сохранились ли чеки, абонентские номера, с которых звонили. Несколько лет назад женщина попалась на звонке из банка и перевела свои денежные средства на якобы безопасные счета. Она обратилась в отдел полиции со всеми номерами телефонов, с которых ей звонили, но в основном этого не происходит. На сегодняшний день преступники пока не установлены. Мошенники часто используют банковские счета и сим-карты, зарегистрированные за вознаграждение на подставных лиц.
Константин Викторович также отметил, что подобные преступления раскрываются очень тяжело. Информация отрабатывается, и при установлении владельца телефонного номера цепочка часто обрывается. Некоторые маргинальные личности готовы оформить на свой паспорт что угодно. И привлечь их к ответственности не представляется возможным.
— Недавно у нас было раскрыто многоэпизодное преступление по так называемым курьерам. Это когда мошенники обманывают потерпевших, говоря о том, что надо передать деньги на те или иные цели, и посылают человека за деньгами. Таких курьеров мы берём в основном на банкоматах — в момент перечисления ими денег.
Одна из недавних задержанных была девушка-курьер, которая изменяла внешность, надевала парик, очки, всё в стиле шпионских игр.
— Как распознать мошенника?
— Если звонят испуганным голосом от якобы потерпевшего родственника – сразу скидываем звонок и перезваниваем родственнику.
— Звонок из банка – звонок сбрасываем.
— Звонок из службы безопасности по Вотсапу, Вайберу, Телеграму – звонок сбрасываем.
И вообще на незнакомые номера лучше не отвечать.
Андрей МЕЛЬНИКОВ, Евгений СИДОРОВ.