Рассказываю: эти слова выложены крупными буквами на стене большого холла Комсомольского-на-Амуре санатория «Кедр». Ключевое слово «ЛЮБЛЮ» звучит убедительно. Поскольку истина всегда в деталях, остановлюсь на них подробнее.
18 дней отдыхающих здесь оздоравливают многочисленными медицинскими процедурами, обволакивают теплом и лаской, приучают (маленький пример) – недосаливать пищу и вообще не принимать её после шести, намекают на здоровый образ жизни и многое, многое другое… Я не знаю ни одного иностранного Брэда Питта, который бы получал столько благ бесплатно! По народной социальной путёвке! Думаю, и никто не знает (шучу)…
Немного истории. Популярным и востребованным санаторий «Кедр» стал не сразу. В 1945 году (!) он был одним из цехов Комсомольского-на-Амуре авиационного завода, где вечерами после 16-часового рабочего дня оздоравливались его сотрудники. Менялись площадки, позднее здесь посадили молодые кедры, которые символизировали здоровье и долголетие, и сегодня доросли до шестого этажа, подарив санаторию своё имя. Завод серьёзно опекал растущее детище (он и сейчас спонсирует), потом поделился суверенитетом и благословил вставший на ноги коллектив в свободное плавание по просторам Хабаровского края, а сегодня ещё и Амурской области (благодаря тендеру, который «кедровцы» завоевали в честном поединке лучших санаториев края).
Теперь медицинский центр «Кедр» принимает отдыхающих, взрослых и детей, до тысячи в год. Поправив здоровье, многие повторяют свой визит второй, третий, а то и десятый раз.
Вот и мы с мужем Юрием Фёдоровичем, как пара лебедей, потянулись сюда весной этого года. Впечатлений много, иные кажутся несерьёзными, но, как знать, может нам их как раз и не хватало!
Начну с последних дней пребывания нашей группы в здравнице после целого курса интенсивного оздоровления. Сидим мы в огромном холле санатория под «пальмами» зимнего сада с его высоким стеклянным куполом, уходящим в небо. Цветут китайские розы, хлорофитум выделяет кислород, ну и где-то там во дворе разлапились кедры, а мы отдыхаем! Мы ждём продолжения культурной программы: выступление «Дубравушки», артистов вокальной группы одного из ЖЭКов города. Вскоре и они прибыли. Весёлые, нарядные артисты пели и плясали для нас, как в последний раз! Мы тоже подпевали им русскую народную классику, а двое наших стали и подтанцовывать. Мы в восторге! «Мы» – это группа выздоравливающих по особой программе санатория, которая называется: оказание помощи больным с проблемами органов движения. 50 человек, кто с палочкой, кто в инвалидной коляске, кто семенит ногами, как Чарли Чаплин на съёмках фильма (простите, ничего личного, сама такая), а «наши» продолжают отплясывать, да ещё как! Ну а где тот Чаплин? И куда делся Чарли? «Мы любим тебя, «Кедр», – написал бы на стене в эту минуту любой из нас.
Хорошо помню и первый день приезда. Долготерпеливая Татьяна Ивановна на «рецепшене» гасит в зародыше все наши волнения. Приветливая, всегда открытая для общения, директор санатория Ольга Анатольевна Алямкина выделяет совсем новеньких (прибыли из Благовещенска).
Рассказывает о добрых традициях коллектива. О шефах-заводчанах, которые до сих пор помогают (недавно установили лифты-подъёмники, заменили всю электропроводку). О главном враче санатория Владиславе Валерьевиче Штарко, который в должности начальника медицинской части воюет на Украине. О ведущем специалисте «Кедра», враче Третьякове Владимире Васильевиче, которого называет живой легендой, а также человеком долга и милосердия! Понимаю, коллективы не ошибаются, найти в очень скромном человеке столько достоинств – дорогого стоит!
Встречались и мы с доктором Третьяковым. Уверяю, и с первого взгляда понятно, почему «легенда»! Владимир Васильевич показался нам ярким представителем ещё той, советской эпохи, когда честь белого халата была превыше всего! Когда, как будто вчера врач принял «клятву Гиппократа», главная заповедь которой: «Не навреди!».
Идёт приём пациентов. У доктора непростая задача: назначить каждому строго индивидуальное лечение. Девиз у врача таков: «Беседуй долго, спеши медленно, или очень медленно, когда человек отягощён целым букетом недугов». В заботах о пациентах доктор не знает служебных ограничений: сам приходит к особо нуждающимся, по первому звонку приезжает в санаторий и вечерами. И здесь помогает его способность увидеть то, что не укладывается в рамки, не проходить мимо случайных явлений, не считать их досадной помехой. И это, наверное, врождённый талант!
Я уверена, когда врач понимает твою боль, его мышление максимально продуктивно и доставляет удовлетворение, тогда это настоящий врач, а без этого давно бы «выгорел» доктор Третьяков с 50-летним стажем врачебной деятельности.
Читаю книгу отзывов санатория. Надежда Александровна (70 лет, посёлок Берёзовый Солнечного района): «Спасибо врачу Третьякову за то, что он есть! В «Кедре» меня реанимировали после инсульта, оживили после ковида. Сегодня я пятый раз в санатории, теперь поднимают на ноги после осложнений от простуды. Спасибо всем!»
Красноречивы и другие отзывы отдыхающих. Оксана (48 лет, районный центр «Серышево», Амурская область): «У меня огромное хозяйство, дом, 20 мубийских коз, тёлочка, поросята, Алабама в собачьей конуре, – а шея не вращалась, рука не поднималась! Кажется, здесь я начинаю оживать». Людмила Дмитриевна (73 года, Комсомольск-на-Амуре): «Смерть мужа ввела меня в долгую депрессию. После физиопроцедур обрела точку опоры! Сердечное спасибо администрации, всем медсёстрам санатория и его доктору!».
Предмет особой гордости здравницы – её медицинская техника. Мы в физиоотделении «Кедра». Забавно смотреть: закрытая медицинская камера с торчащей из неё головой пациента. Это так называемая сухая углекислая ванна, в народе «бочка», – серьёзная помощь в лечении сосудистых и других заболеваний. «Она очищает кровь, улучшает её текучесть», – Татьяна Эдуардовна Лагошина, медсестра отделения, увлечённо рассказывает о замечательных свойствах физиооборудования. «У каждого фантастические способности», – говорит она. Звучит, как песня: «электрофорез с карипазином, электромассажная «шапочка» на голову, обезболивающая «маска Вергонтье» и другое…
Кроме органов движения, которые здесь оздоравливают, есть ещё программа для больных сосудов, лёгких, нервов, для излечения после травм, для будущих матерей и другое. В арсенале санатория десятки средств оздоровления: электро- и магнитотерапия, лечебные ванны, грязелечение, парафинолечение, кислород, массаж, лечебная физкультура, диета. Всего более сотни средств физического и психологического воздействия с одной только целью – затормозить, остановить процесс разрушения организма, побудить его к самооздоровлению.
А теперь о новациях в «Кедре». На первом этаже в отдельном помещении стоит ОНА – барокамера! Единственная в городе, а возможно, и в крае. Лёгкая, почти воздушная, похожая на белую ладью и непохожая ни на одну из своих предшественниц. Она всем своим видом говорит: всё будет хорошо! «Гипербарическая оксигенация» – если вы выговорили эти два слова, значит, она вам не противопоказана! (Шучу). Назову несколько выводов доказательной медицины. Читаю по списку: барокамера лечит атеросклероз сосудов нижних конечностей, диффузный токсический зоб, тугоухость, астму, бесплодие, псориаз, инсульт, диабет, все желудочно-кишечные заболевания, а всего более 50 наименований. И, что особенно важно, после многочисленных исследований доказана высокая эффективность гипербарической оксигенации в борьбе с онкологией!
Работать на барокамере поручено самым ответственным медсёстрам. В их числе Вера Николаевна Зюзина. Она уверенно помогает войти в барокамеру первому посетителю, предлагая оценить удобства и безопасность новой техники. Кислород поступает под давлением, барокамера запущена в оздоровительный процесс.
О детях санатория «Кедр» можно рассказывать бесконечно: так много этих самых детей и мероприятий для их полноценного отдыха. Многие родители в восторге от детского оздоровительного лагеря, руководит которым опытный педагог Виктория Викторовна Гордеева. В школьные каникулы (зима, весна, лето) «Кедр» принимает до 600 разновозрастных подростков.
Казалось бы, дети должны шуметь, но нет: «вокруг тишина, взятая за основу». Организованные и увлечённые молодые люди просто заняты с утра до вечера. Я, как заботливая бабушка, интересуюсь программой оздоровления детей в «Кедре». (Не секрет, у школьников сколиоз и плоскостопие – обычное дело!). Да, есть такая программа, она общая, профилактическая для всех, но есть ещё дополнительные процедуры по рекомендации детских участковых врачей и желанию родителей. И десятки других программ с немыслимой концентрацией идей в единицу времени. Перечислю то, что сумела скачать внучке на телефон. Весёлые старты: футбол, настольный теннис, обруч, скакалка, бассейн, бой подушками. Уроки творчества: акварель, гуашь, горячий пластик ручкой 3D, печворк (лоскутное шитьё), квест-игра по страницам русских народных сказок. Мастер-класс: изготовление кормушек для птиц, макет ракеты. Военная игра «Победи противника» с автоматами и датчиками. «Пиратские вечеринки». Уроки красоты: «Лунный бал» с конкурсом «Мисс Вселенная»…
(Спасибо, бабушка, все понравилось, особенно бой с подушками, готовься.)
Неутомимый организатор Виктория Викторовна и её боевой штаб из студентов – будущих педагогов – постоянно двигают ситуацию, совершенствуют программы физического и творческого развития детей, акцентируя особое внимание на выявлении скрытых ребячьих талантов. В «Кедре» дети раскрепощаются, проявляют лучшие черты своего характера. Уверена, «Кедровое лето – 23» будет для детей по-настоящему интересным и полезным! Словом, «довольны родители, довольна страна!».
А теперь я предлагаю полюбить стихи Виктора Ивановича, запечатлённые в книге отзывов санатория (81 год, ветеран авиационного завода):
А мне и буря не страшна,
И хулиганы не опасны,
Всё потому, что в «Кедре» я,
А это, братцы, так прекрасно!
Спасибо, Виктор Иванович, за хорошее настроение.
Со словами «Вся жизнь – еда» мы входим в столовую. Огромный уютный зал на 250 мест. Нас встречают приветливые диетсестра, официантки, повар, которая с пяти часов утра хлопочет на кухне. Цветы на подоконнике. И музыка, музыка… Радует и меню на стене (обессоленное). Кстати, чем нас кормили? Наваристый борщ со сметаной. Суп-лапша с курицей. Творожная запеканка с красивой корочкой. Паровые мясные котлеты. Азу по-татарски. Плов. Свинина по-домашнему. Суфле из курицы. Что-то очень вкусное с соусом «тартар». Печень в сметане. Овощные салаты. Напитки: горячий шиповник (каждый день на полдник), компот, кислородные коктейли, минеральная вода, травяной чай, а также домашняя выпечка. (Вкусно? То-то же!). Подтверждаем: здоровая диета и сытный обед – совершенно совместимы!
Несколько слов о себе, любимой. Мне нравилось всё в «Кедре». И грязелечение. И ванны солёные с йодом и бромом. А всего охотнее я приходила в кабинет парафинолечения. Радовалась общению с дружелюбными медсёстрами Мариной Николаевной и её помощницей Ольгой Владимировной. Горячие «лепёшки» с озокеритом они укладывали мне на колени, укутывали одеялом, и я как будто засыпала на эти десять минут несравненного удовольствия. По окончании процедуры Ольга Владимировна (она любит пошутить) склоняется ко мне и шепчет: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?». Конечно же, мне тепло, Олечка!
Радушие коллектива «Кедра» невозможно не заметить!
А дома на вопрос: «Что вам дал «Кедр»?» – мы с мужем отвечаем в один голос: «До «Кедра» мы были просто добрыми, а после «Кедра» стали значительно добрее!». (Думаете – шутка? Не совсем…).
Вспоминая «Кедр», я представляю его яркой точкой на карте России! Маячком доброты и заботы! Как говорил Карлсон, который до сих пор живёт на крыше: «Улетаю, но обещаю вернуться!». Хорошие слова, как и те, что выложены на стене санатория: «Я люблю тебя, «Кедр»!
Елена ГУРИНА, бывшая телеведущая ГТРК
(82 года, правда, дают 81),
2023 год, г. Комсомольск-на-Амуре