Актриса театра, преподаватель и автор методики обучения актёрскому мастерству Евгения НАДЕЛЯЕВА — известное имя в культурной среде Комсомольска-на-Амуре.

В своё время, окончив Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет по специальности «преподаватель дошкольной педагогики и детской психологии» и связав свою жизнь с театром, эта специализация очень помогла и помогает до сих пор в преподавании актёрского мастерства.

— Но интрига не в этом, — рассказывает Евгения Семёновна. — Это были далёкие 90-е годы, и в нашем тогда ещё педагогическом институте появилась возможность получить дополнительные педагогические специальности. И я искала своё призвание именно в театре. Сначала  получила возможность преподавать МХК, а затем прошла обучение в театральной студии при институте, образование в которой позволяло стать, в свою очередь, руководителем детской театральной студии. Это было настолько привлекательно для меня, что я до сих пор наслаждаюсь волшебным треугольником: театр — психология — педагогика.

После окончания института Евгения стала преподавать малышам МХК  и подхватила осиротевшую театральную студию в Доме творчества на Дзёмгах. Ей очень хотелось не только учительствовать, но и самой играть на сцене. Сцена, игра на сцене — это такая «зараза», от которой, если один раз подхватил, уже невозможно отказаться. Актёрство — это на всю жизнь.

— Собственно, и актёрство, и педагогика очень схожи в главном: публичность и возможность донести до зрителя-ученика свою точку зрения, — говорит Евгения Наделяева. — И если у человека есть ярко выраженная потребность «прозвучать», он так или иначе найдёт свою «трибуну». Мне особенно повезло. Меня пригласили руководители институтской театральной студии Татьяна Зайкова и Бронислав Украинский в свой театр в качестве актрисы. Тогда он звался просто «Зеркало теней». ТЮЗом театр стал позднее. Так у меня всё и сложилось: я играла на сцене, преподавала студентам и вела свой театральный кружок. Училась сама и учила других.

Таня и Слава стали для меня и главными учителями в профессии.

Здесь стоит отметить, что в театре юного зрителя всегда практиковался очень серьёзный подход к разбору рисунка роли. Прежде чем приступить к репетициям, идёт долгая психологическая «расчленёнка» образа. К примеру, режиссёр Бронислав Украинский особенно силён в направлении «психология актёра». Это его конёк и фирменные разработки. Собственно, именно годы существования в этой атмосфере и определили подход Евгении к преподаванию актёрского мастерства. Она очень много времени уделяет детской психологии. Прежде чем ребёнок выйдет на сцену, он проходит через целый комплекс театральных и психологических тренингов.

— Я бы не назвала эту методику авторской. Эти тренинги доступны и в общемировой практике, и в литературе. Но каждый преподаватель отбирает тот материал, который ему ближе. Так формируется некий «кейс». Фирменные упражнения и методики.

— Евгения Семёновна, что, на ваш взгляд, значит мастерство актёра?

— Это — реализация, возможность «прозвучать». Прозвучать наиболее полно и ярко. Познать, выявить и выразить себя через «слово и дело». Я так это чувствую, и такой мой фирменный стиль в работе с детьми и взрослыми.

– Какой навык для актёра можно назвать самым главным?

— Я не могу выделить что-то одно. Актёр — это не только призвание, это профессия. Это и умение тонко чувствовать, и чётко выразить то, что чувствуешь. Это и пластика, и речь, и воображение, и внутренний  мир, который надо явить большому миру. Актёр учится всю жизнь. Так же, как и во многих других профессиях. Ремесло поддерживает, но не способно подменить личность, которую тоже надо постоянно растить и совершенствовать.

По мнению Евгении Семёновны, прийти в театр, стать актёром может любой, в любом возрасте. Единственный критерий — готовность меняться внутренне и внешне. Театр — идеальная площадка для реализации проявления самопознания — самоосознания  — самопрезентации. И задача педагога сценарного мастерства — создать условия и обучить этому. Собственно, за этим, даже иногда и не осознавая своих мотивов, и приходят дети и взрослые. Ведь открытия внутри своего Я помогают человеку не только на сцене, но и в жизни.

Евгений СИДОРОВ. Фото предоставлено Евгенией НАДЕЛЯЕВОЙ

Яндекс.Метрика