ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВО ВРЕМЕНИ

Кольчуга средневекового воина весит 9,7 килограмма. Меч – гораздо меньше, но это для того, чтобы им можно было биться без устали.

Чем наше современное общество замечательно, так это разнообразием интересов и увлечений, порой, казалось бы, невидимых со стороны, но потрясающих воображение. К примеру, реконструкция сражений прошлых времен. В Комсомольске-на-Амуре к таким битвам можно подготовиться в клубе военно-исторической реконструкции «Вольный клинок», что располагается в здании по улице Кирова, 2.

Ярослав Кутлин, один из основателей и руководителей клуба, пришёл к доспехам средних веков от занятий японским фехтовальным искусством Синто-рю.

– Японским фехтованием я занимался с 12 до 18 лет, после армии пришёл в клуб военно-исторической реконструкции, по сути, перешёл в средневековье, где начал познавать историю Севера, историю Руси, степи, Европы, это показалось мне куда интереснее, чем просто махать палкой, потому что здесь появляются железо, доспехи, совершенно другой масштаб мероприятий, фестивали, турниры.

Мне нравится изучение боя холодным оружием, и очень здорово то, что у нас в Комсомольске есть такой клуб.

Формирование клуба единомышленников проходило с 2009 по 2012 год. Изначально это был клуб «Огненный меч», затем, как это часто случается, на мировоззренческой почве произошёл раскол, и сейчас в клубе «Вольный клинок» 18 человек в возрасте от 16 до 36 лет.

– Мы занимаемся изучением достоверных артефактов и после их изучения переходим к созданию похожих образцов. Откуда находки? Да со всего мира. В России в Смоленской области есть курган Гнёздово (археологический комплекс  памятников эпохи Киевской Руси), там уже более 10 лет энтузиасты находят вещи и выкладывают в Интернете с подробным описанием – места обнаружения, детали эпохи – и говорят: готовый шлем, 12 тысяч (рублей), забирайте. Есть люди, которые занимаются изготовлением и продажей доспехов.

Ярослав Кутлин

– Ярослав, почему люди приходят к реконструкции?

– Некоторые хотят погрузиться в живую историю, кому-то просто  нравится эпоха рыцарства. Придя к нам, они видят шлем викинга, удивляются и понимают, что культура древних народов имеет глубинное, народное значение, и это их затягивает.

После полугода занятий они, как правило, начинают специализироваться по странам, эпохам.

– Насколько сложно самому себе сделать, например, щит?

– Щит сделать несложно, по времени – за четыре дня.

Раньше, когда не было исторических находок, люди сами изготавливали кольчуги. Они стоили от пяти до 10 тысяч рублей.  Потом появились настоящие артефакты VI – X веков, достоверные экземпляры. Как ни странно, несмотря на прошедшие столетия, доспехи воинов имеют довольно хорошую сохранность. Стоит отметить, что кольчуга в те времена была вещью реально дорогой, она передавалась от поколения к поколению. К тому же на Руси изначально ничего своего не было, даже хорошего оружия. Известный многим меч Александра Невского – это северный, скандинавский меч Каролинга. Викинги показали нам кольчугу и что такое настоящий меч.

Ярослав говорит, что, когда в фильмах показывают битвы, где все воины с мечами и в кольчугах, это неправда. Если мы берём VIII – X века, тяжёлые доспехи и вооружение были у отдельных дружин или богатых людей, которые могли их себе позволить. Обычные люди выходили на поле боя с копьём и щитом, вилами, топорами.

Вооружение лёгкой пехоты – это шлем, копьё, щит. Тяжелее – это когда кольчуга. Крестоносцы были в стальных бригантинах и шлемах топфхельм. Это очень неудобно и неэффективно: если такого рыцаря сбить с коня, он становится беспомощным. В общем, доспехи крестоносцев чем-то напоминают современную ситуацию с тяжёлыми НАТОвскими танками.

В клубе «Вольный клинок» для изучения военной реконструкции и приведении её в боевую готовность есть всё: холодная ковка (без использования огня), мощнейшая «балда» из резиновых шин для отработки ударов мечами, коллекция потрясающих шлемов: норманнские, французские, русские, в том числе исторически достоверный шлем Александра Невского, различные подручные материалы и самое главное – неподдельный интерес к военной истории.

– Что нужно человеку, желающему заняться реконструкцией?

– Для начала прийти к нам. Кто-то хочет окунуться в мир битв, другим интересно создавать аутентичные вещи прошлых эпох, и мы можем показать и посоветовать, как это делать. Есть люди, которые хотели бы заниматься холодной ковкой, и с этим у нас тоже проблем нет.

– Ярослав, что касается реконструкции сражений, на Дальнем Востоке они проводятся?

– Фестивали, турниры проходят каждый год по всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке – в Благовещенске, Хабаровске, Уссурийске, Владивостоке. В Хабаровске реконструкторы чаще всего просто ставят определенную картинку, показывают сцену, чтобы люди понимали, как это выглядело тогда: немцы против русских, красные против белых. В нашем случае мы такого не делаем. На мероприятиях мы воюем друг с другом. Например, «Бой тысячи сынов» – на огороженном поле сталкиваются 500 на 500 человек: мечи, луки, стрелы летят… Бывает, и конница появляется.

Кстати, в этом году на Волочаевской сопке прошёл знаменитый военно-исторический фестиваль «ДВ форпост», на столь крупное мероприятие приехали даже китайцы.

– Если брать Дальний Восток, где больше развита историческая реконструкция?

– Хабаровск и Благовещенск. В Хабаровск все стекаются, и там больше самых разных мероприятий проходит, а в Благовещенске проводятся мощные турниры.

Стоит отметить, что участие в фестивалях и турнирах для реконструкторов бесплатно, они несут расходы только на дорогу. Участникам выдаются шатры, спальники, их кормят, концерты устраивают, а задача реконструкторов – приехать и воевать.

Грандиозные турниры проходят на западе страны.

Также в среде реконструкторов существуют внешний фестиваль и внутренний. Отличаются они тем, что на внешний фестиваль может приехать любой человек с любым подходящим комплектом одежды и оружия.

Внутренние фестивали проводятся лишь для своих, то есть опытных реконструкторов, и люди со стороны туда не допускаются. Чтобы попасть на такой фестиваль, необходимо собрать снаряжение и одежду строго согласно истории, то есть, все запонки, швы, ткани должны соответствовать выбранной эпохе и быть именно ручной работы.

При таких требованиях вполне естественно, что появились люди, которые зарабатывают на изготовлении исторического оружия, посуды, деталей одежды.

– К примеру, есть девушка во Владивостоке, она на специальном станке занимается изготовлением средневековых обмоток для ног. Это стоит порядка 3,5 тысячи рублей, – говорит Ярослав.

– Какие меры предосторожности должны соблюдаться во время битв?

– Правила очень простые. Например, нельзя бить в лицо, наносить колющие удары, также не следует бить в локтевые суставы, в колени, область шеи полностью запрещена, так же, как и любые горизонтальные удары – только по вертикали. Запрещено бить в затылок и спину.

– Кто вас учит приёмам боя?

– На тренировках мы изучаем приёмы фехтования, я сам обучаю, и у нас есть тренер. Учим базовым ударам и строевому шагу. Единый строй, строевой шаг – это основа всего, всей битвы.

С Древнего Рима и до Средних веков в битвах всегда присутствует дисциплина строя. Когда происходит его нарушение, линия «сыплется», и люди бегут. Наступающим важно держать строевой шаг, нагонять отступающих и добивать.

– У тебя есть любимая эпоха?

– Если честно, я бы хотел жить в наше время. В Средневековье очень сложно, велика вероятность, что долго не проживёшь. Наше время гораздо спокойнее, даже несмотря на конфликты. В те времена отряд дружинников заходил в деревню, и всех мужиков забирали в войско без всяких повесток о мобилизации. Враг зашёл – всех убили, разграбили, в рабство угнали.

– Есть такое мнение, что самый расцвет реконструкции пришёлся на 1980-90-е годы, а дальше движение пошло на спад.

– До появления реконструкторов было два направления: толкиенисты и ролевики. Первые – поклонники фэндома книг Дж.Р.Р.Толкина и фильмов серии «Властелин колец», они действуют в рамках своего мира, где существуют орки, эльфы, гномы… Ролевики – люди, которые играют по сценарию и сражаются топорами и алебардами из композитных материалов типа LARPа. Хотя образ у некоторых очень впечатляющий: если монстр, то это монстр.

Ещё есть так называемые, «марсиане», которые собирают снаряжение по принципу «что понравилось, то и берём». О них нет смысла серьёзно говорить.

Начиная с 2010 года заинтересованные люди серьёзно берутся за историческую реконструкцию, и сейчас искусство средневекового боя на подъёме. Существуют полноконтактные бои внутри старинных европейских замков. В России парней, которые сражаются в Германии, Франции, Англии, порядка 10 тысяч человек. И они держат первое место в Европе. И ездят до сих пор, несмотря на СВО и санкции, потому что и европейцы, и наши объединились и заявили, что у них своя движуха, и попросили от них отстать.

– Ярослав, в чём ценность и смысл исторической реконструкции? Что дает человеку такое погружение в другую эпоху?

– В том, чтобы помнить, не забывать своих предков. Наши деды были сильны и крепки духом. Благодаря исторической реконструкции я понял, что ты сам должен понимать, насколько ты знаешь историю, и она не скрыта от нас, надо просто её изучать. В истории заключается большая сила, благодаря знанию прошлого можно направить человека куда угодно, поднять на любые дела. 

Остаётся добавить, что занятия в клубе военно-исторической реконструкции «Вольный клинок» проходят три раза в неделю. Вторник, четверг и суббота с 18 до 21 по адресу: ул. Кирова, 2. Контактные телефоны: 8-999-080-26-79 (Ярослав Андреевич) и 8-924-111-31-08 (Олег Владимирович).

Символ клуба Вольный клинок

Евгений СИДОРОВ. Фото автора и из архива клуба «Вольный клинок»

Яндекс.Метрика