БЕСПИЛОТНИКИ И ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

На минувшей неделе в Комсомольске состоялся конгресс инженеров. На нём работа шла в нескольких секциях. Участники обсудили вопросы импортозамещения, коснулись темы беспилотников и стартапов для молодёжи, создания университетского кампуса и подготовки будущих работников инженерной сферы.

По словам участников конгресса, порядка четырёх компаний в Хабаровском крае готовы производить беспилотные летательные аппараты.

– Когда мы начали оценивать перспективы развития беспилотников, то столкнулись с рядом вопросов, – отметила Марина Авилова, и. о. первого заместителя председателя правительства Хабаровского края. – Один из них – где использовать подобные аппараты на территории края. У нас много лесов, и беспилотники можно применять для мониторинга пожаров. На первом этапе нам понадобится 137 беспилотных летательных аппаратов. Вдобавок нужна и инфраструктура. Территория Хабаровского края достаточно огромная. Требуется регулярная подзарядка аккумуляторов. Для этого нужно обеспечить соответствующие условия.

Сотрудники Комсомольского авиационного завода имени Юрия Гагарина в рамках конгресса получили свидетельства об освоении профессии «Оператор наземных средств управления беспилотными летательными аппаратами».

Евгений Романов, министр промышленности и торговли края, отметил, что после указа Президента Владимира Путина в прошлом году был дан старт комплексному развитию беспилотной авиации. Хабаровский край был в числе регионов, которые откликнулись на этот призыв.

– Нужно решить проблемы производства аппаратов и их использования, – подчеркнул Евгений Владимирович. – Сюда же входят важные вопросы сервисного обслуживания и подготовки специалистов, научно-техническое усовершенствование беспилотников. Крайне важно, что эта тема поднята в рамках конгресса инженеров. Мы попытаемся найти решения, которые помогут этой отрасли жить своей полноценной жизнью.

Денис Кошкин, директор ООО «Пласт», в своём выступлении рассказал о квадрокоптерах, которые производят на заводе в Хабаровске. Поднимаемая масса данного типа устройств – три килограмма. Дальность полёта – 10 километров. Разрабатывался этот квадрокоптер, в первую очередь, для гражданских нужд.

– Главная задача устройства – это мониторинг, – подчеркнул Денис Кошкин. – На данный момент квадрокоптер прошёл испытания и имеет декларацию соответствия. Один человек может управлять сразу пятью такими объектами, что очень удобно.

К слову, комплектующие для таких устройств частично китайские. Аккумуляторы, что важно, отечественные, их закупают в Новосибирске. Рамы приобретают в Москве, ведутся переговоры о выпуске лопастей в Хабаровском крае. Три отечественных инженера обратились с предложением производить электронику. Получается, что приборы практически полностью будут импортозамещёнными. Остаётся решить вопрос с моторами и системами управления. В настоящее время готовы чертежи, идёт поиск подрядчиков.

Александр Арбузов, доктор технических наук Тихоокеанского государственного университета, отметил, что вопрос беспилотного транспорта был поднят ещё на втором конгрессе инженеров восемь лет назад, а затем повторно и в 2018 году. Уже тогда поднимались и проблемы по созданию точек базирования и обслуживания приборов.

– К сожалению, эта тема тогда не получила большого развития, – отметил Александр Арбузов. – Любая база и основа беспилотной авиации – это авиамоделизм, которым занимаются наши дети. В Хабаровском крае в 1985 году таких кружков было более 70, а сейчас только четыре. А ведь это те дети, которые учатся создавать летательные аппараты. У них в голове уже заложена философия авиации. Хочется сейчас заострить внимание, что беспилотный транспорт – это не только квадрокоптеры. Есть и другие его типы, которые также могут эффективно применяться на нашей территории. Они тоже требуют развития. К примеру, беспилотники, которые могли бы переносить грузы весом в несколько тонн. У нас в крае их можно было бы применить при транспортировке леса.

Одновременно с пленарным заседанием в фойе театра работала выставка от авиационных, судостроительного и металлургических предприятий, а также от вузов Комсомольска и Хабаровска. Среди разработок – два типа беспилотных летательных аппаратов, которые используются для научных целей. Оба способны делать снимки высокого качества. Это пригодится, к примеру, для определения пород деревьев. У дрона встроен прибор, позволяющий делать 3d-снимки местности. Оба беспилотных летательных аппарата работают на электричестве. Заряда, в среднем, хватает на два часа. Оба образца рабочие.

В рамках пленарной сессии её участники коснулись и вопросов помощи открывающемуся бизнесу, а также развитию инженерного образования в крае. В качестве примера привели Инженерную школу, успешно работающую в Комсомольске уже не первый год. Современное оборудование позволяет школьникам получать навыки, которые пригодятся им при обучении в вузах. Развитию юных инженеров помогают и «Кванториумы», а также «IT-кубы». Последний также открылся в Инженерной школе. В пример привели и программу профессионалитета, реализующуюся в комсомольских среднеспециальных учебных заведениях. Она позволила дополнить образование студентов современным уникальным оборудованием.

Продолжая тему образования, Марина Авилова рассказала о создании межвузовского кампуса в Хабаровске. В будущем планируется привлечь к проекту и Комсомольский-на-Амуре государственный университет, ведь именно в этом вузе есть специальности, связанные с авиастроением. В рамках конгресса участники дополнили содержание проекта по созданию кампуса новыми идеями. Все они будут детально рассмотрены и проанализированы.

Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика