ШКОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В 2023 году губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв принял решение об учреждении званий «Заслуженный учитель» и «Народный учитель» Хабаровского края. Одной из первых, кто был удостоен почётного звания «Народный учитель Хабаровского края» стала учитель русского языка и литературы школы № 51 Комсомольска-на-Амуре Светлана Алексеевна Буркова.

Награда была вручена ей главой региона в краевой столице 5 октября на торжественном вечере, посвящённом Дню учителя. А ещё раньше, в 2013 году, Светлане Алексеевне было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Дети 50-х

– Город жил обычной жизнью, – вспоминает свои детские годы Светлана Алексеевна. – Все были одинакового достатка. Дети бегали по крышам сараев, коих было неисчислимое множество, зимой прыгали с них в сугробы. Во двор девчонки выбегают, хлеб намажут маслом, сверху посыплют сахаром, такое было лакомство у детворы, и обязательно делились во дворе с подружками. На первом этаже у нас была булочная, и мама меня отправляла в магазин за хлебом, так я пока по лестнице поднималась, съедала слоёнку.

Со своей будущей профессией Светлана Алексеевна определилась ещё в первом классе.

– Когда в 1956 году мама привела меня в первый класс школы № 1, мне так понравилось, и я сразу поняла, что буду учителем. В школьные годы моими самыми любимыми предметами были история, русский язык и литература, и после окончания школы я какое-то время колебалась в выборе: пойти на исторический или филологический факультет, но в результате всё-таки выбрала филфак Комсомольского-на-Амуре педагогического института.

Стремление к знаниям, настойчивость, хорошие учителя сделали своё дело – институт Светлана Алексеевна окончила с отличием и получила распределение в школу № 7 в Ленинском округе.

– После шести лет работы учителем меня перевели в городской отдел образования заведующей методическим кабинетом, но там я долго не задержалась, – рассказывает Светлана Алексеевна. – В первую очередь я школьный человек, административная деятельность не для меня.

Как методисту Светлане Алексеевне приходилось бывать во многих городских учебных заведениях, и как-то раз будучи в школе № 51, где в то время директором была Народный учитель СССР Нина Фёдоровна Рожкова, призналась ей, что не может без преподавания.

– Мне предложили работу по совместительству, и я стала вести русский язык и литературу. Утром иду в школу на урок, потом в методический кабинет.

Так продолжалось некоторое время, а потом Нина Фёдоровна уговорила Светлану Алексеевну перейти в школу на постоянную работу. И с тех пор уже почти 40 лет она работает учителем русского языка и литературы. Сейчас в школе № 51 работают её ученики, дети учеников, а Светлана Алексеевна учит их внуков. И всегда улыбается, заходя в школу.

– Светлана Алексеевна, в начале работы учителем были трудности?

– Нет, не было. У меня никогда не было желания уйти из профессии. Именно школа № 51 сделала меня настоящим учителем, именно здесь я почувствовала внимание ко мне как к учителю.

Я действительно счастливый человек, может, просто везло, но у меня никогда не было никаких конфликтов. Конечно, тут очень многое зависит и от коллектива преподавателей. Надо отдать должное Нине Фёдоровне Рожко, она создала настоящий коллектив, традиции, и всё продолжается, всё, что было заложено, всё осталось. Коллектив сохранил единство, это самое главное. Если надо какое-то общее дело – мы все едины, мы все вместе и в радости, и в горе, и учителя, и дети, и родители.

– Современную школу зачастую представляют как учреждение, которое оказывает образовательные услуги. Так ли это?

– Нет, я не согласна. Считаю, что первая задача учителя – воспитать человека. Какая тут может быть услуга? Все мои ученики стали достойными людьми. Учитель должен открыть дверь в знания, и чтобы ученик зашёл туда сам, без принуждения. Я всем молодым педагогам всегда говорю, что учитель – это не только профессия. Это призвание, которое основано на любви к предмету и детям. Без настроя на детей, на работу с детьми в школе нечего делать.

– На ваш взгляд, за прошедшие годы школьное образование изменилось?

– Конечно, изменилось, как вообще всё всегда меняется. Изменилась жизнь, политический строй, экономическая ситуация в стране, изменились люди, отношения между ними, они стали другими, у нас даже возраст молодости сдвинулся до 30 лет.

Изменились дети, стали более жестокими, единоличными, родители – более требовательными, сейчас для них задача – накормить и одеть, а общения нет, и ребёнок часто учится не для себя, а для родителей. Из отношений учеников уходит коллективизм, стало меньше самостоятельности.

Светлана Алексеевна вспоминает, что в советское время все мероприятия были строго регламентированы и идеологизированы. Уроки по разным предметам, но композиция у всех одинаковая, а для юных умов стандартизация не идёт на пользу.

– Сейчас мы проводим множество самых разных мероприятий: и в Китай ездили, и в каких только конкурсах мы не участвовали… Раньше такого разнообразия не было.

В советской системе обучения была определённая жёсткость: двойка – значит, двойка. Нерадивых учеников оставляли на второй год, исключали из школы, а сейчас этого нет. Как угодно, но отстающих приходится тащить, и это плохо. Тянуть таких детей нельзя. Не зря в десятый класс учеников отбирают, там ЕГЭ.

– В чём, на ваш взгляд, суть работы учителя?

– В том, что он формирует сознание людей, формирует нацию. Классик отечественной детской литературы Сергей Михалков утверждал: «Сегодня – дети, завтра – народ». Главное в работе учителя – это воспитание и формирование сознания. Сейчас у нас идеологии как таковой нет, каждый живёт, как хочет. Приезжают мигранты, у них свои ценности, отнюдь не общечеловеческие.

Мы в России другие, в нашем народе уже заложена нравственность, любовь к людям, желание помочь, любовь к Родине.

– Идеальный ученик, какой он?

–  Это точно не отличник. Это ученик, который не обманет, не предаст, который тебе доверяет. Взаимопонимание очень много значит. И это чувствуется, когда работаешь с классом, когда на перемене вокруг учителя толкутся ученики и задают вопросы, общаются – это высшая степень взаимопонимания.

– А каким, на ваш взгляд, должен быть современный  учитель?

– Во-первых, он обязан хорошо знать предмет, во-вторых, должен любить детей, это обязательно. И вообще любить школу. Он должен в ребёнке видеть человека прежде всего. Не троечника, не отличника, а человека.

– Сейчас в России Год педагога и наставника. Что, на ваш взгляд, следует сделать власти для поднятия престижа работы учителя?

– Мы когда заканчивали институт, знали, что получим работу, и должны были отработать три года. Вот эта работа по распределению она всё ставит на свои места. Иногда после первого года учителя уходили, то есть, они понимали, что школа – это не для них. А тот, кто три года отработал, вошёл в школу, понял её суть, те уже оставались в профессии.

И, конечно же, кроме обязательного распределения, давно следует повысить учителям оплату труда.

Евгений СИДОРОВ. Фото из архива Светланы БУРКОВОЙ

Яндекс.Метрика