НАВИГАЦИЯ ДО МОРЯ ДОВЕДЁТ

На улице зима, снег и трескучий мороз, а в Клубе юных моряков «Алые паруса» идёт подготовка к очередному летнему шлюпочному походу.

Изучение морского дела начинается с теоритических знаний, которые ребятам преподаёт педагог дополнительного образования Артем Бакулин, опытный моряк, инженер-судоводитель. Он окончил Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского во Владивостоке, работал штурманом на сухогрузах в тяжелейших условиях Охотского моря, ходил в Китай и Корею. В Клубе юных моряков он знакомит ребят с теорией морского дела, историей Военно-морского флота, огневой подготовкой.

Преподаватель морского дела Клуба юных моряков Артём Бакулин

– Артём Сергеевич, с чего начинается морская наука?

– Для детей всё начинается с азов: что такое морское судно, его устройство, как между судами осуществляется связь. В первый год обучения, а это ребята первого-второго класса, изучаются флажный семафор, морские узлы, идёт знакомство с формой моряка, её историей, что значит тельняшка, гюйс (название матросского темно-синего форменного воротника), как они пришли в наш флот. Ребята постарше узнают о принципах навигации, как прокладывать курс, как работать с картами, что означают огни на кораблях, международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

Стоит отметить, что в учебных классах Клуба юных моряков есть всё необходимое для теоретических занятий и отработки знаний на практике. К примеру, прибор навигационных огней, по которому курсант должен определить, какое судно идёт, буксир это или рыболовное судно. Также есть гирокомпас, штурвал, судовой колокол – рында. Отбивать склянки тоже надо уметь. За год обучения ребята, которые готовятся пойти в летний поход на шлюпках, проходят, по сути, первый курс мореходного училища: изучают материалы и предметы такелажного снаряжения, рангоут и такелаж парусного судна, якорное, швартовное и рулевое устройства, спасательные средства, связь и сигнализацию, действия экипажа в экстремальных условиях и принципы выживания на море. Особое внимание уделяется изучению шлюпочного оборудования, управлению шлюпкой на вёслах, парусное вооружение и работа с ним. В дальних  походах КЮМовцев такие знания – основа выживаемости в буквальном смысле.

И, конечно же, старшие курсанты учатся прокладывать курс корабля. Известный персонаж романа «Остров сокровищ», главарь пиратов Джон Сильвер, помнится, говорил своей команде:

– Мы умеем ворочать рулём. Но кто вычислит курс? На это никто из вас не способен, джентльмены. Была бы моя воля, я позволил бы капитану Смоллетту довести нас на обратном пути хотя бы до пассата. Тогда знал бы, по крайней мере, что плывёшь правильно и что не придется выдавать пресную воду по ложечке в день.

Гирокомпас

– Артём Сергеевич, как прокладывать курс корабля?

– Сколько требуется времени человеку средних способностей, чтобы научиться прокладывать путь корабля?

– Думаю, в течение года можно стать мастером в этом деле.

– Для начала следует определить местоположение судна. Это можно сделать с помощью астрономической или спутниковой навигации. Затем работать с навигационными картами. Надо знать, где поставить точку и провести линию. Приборы обычные: карандаш, линейка, транспортир.

– Что для ребят в предметах морского дела представляет наибольшую сложность?

– Здесь всё очень индивидуально. Кто-то легко запоминает принцип действия флажного семафора, у кого-то с морскими узлами не получается. В целом нет ничего сложного, и, если не пропускать занятия, проявлять интерес, то всё получится, тем более, в походе теория закрепляется практикой.

– На ваш взгляд, какими качествами должен обладать штурман?

– Конечно, нужны профессиональные знания. Кроме того, судоводитель должен иметь повышенное чувство ответственности, поскольку он отвечает не только за себя, но и за судно, экипаж и вверенный груз. Нужно быть очень внимательным к деталям и уверенным в принятом решении. Многие морские аварии происходят по вине человеческого фактора, как правило, это безответственность, разгильдяйство, невнимательность.

Сегодня морские суда обеспечены современными спутниковыми системами глобального позиционирования, но, тем не менее, никакие приборы и автоматика не способны заменить опыт и знания мореплавателей прошлых времён. И морская наука для юных моряков  начинается с тех же навыков «навигацкой» школы Петра Первого: с умения быстро и ловко связать морской узел, отбить склянки, и поставить точку на карте.

Евгений СИДОРОВ. Фото автора и из архива КЮМа

Яндекс.Метрика