Ислам – самая молодая и вторая по числу приверженцев (после христианства) мировая монотеистическая авраамическая религия. В переводе с арабского языка слово «ислам» означает – покорность, предание себя единому Богу. Давайте немного разберёмся, что это значит. С монотеизмом всё просто — это вера в существование только одного-единственного Бога. Авраамистическая – идущая от духовного предка, библейского персонажа, патриарха семитских племён Авраама, потомка Ноя. Авраамистические религии — это прежде всего иудаизм, христианство и ислам.
В Комсомольске-на-Амуре мечеть появилась около 10 лет назад и уже успела стать культурным украшением города. И сегодня наш светский разговор о религии мы ведём с имамом соборной мечети Шамилем ГАЗИЕВЫМ.
В основе – всё общее
— Шамиль Магомедович, из нашего небольшого вступления понятно, что и христианство, и ислам имеют один корень…
— Конечно, в основе – всё общее. Отличия только в обрядах. Главное же — это вера в Бога, поклонение ему, совершение добра и милосердия. Мы часто общаемся на общие религиозные темы с отцом Дмитрием, служителем собора Казанской иконы Божией Матери.
— Расскажите немного о себе.
— Я вырос в горном дагестанском селе Хуштада. Когда окончил 5 класс, наша семья переехала в небольшой город Кизилюрт. И только по окончании школы я уехал учиться в столицу республики Махачкалу. Вначале поступил в институт народного хозяйства, на экономическую специальность. Чуть позже — на очное отделение в Исламский университет имени шейха Мухаммада Арифа, а светскую учёбу продолжил заочно. В 2013 году закончил обучение и женился. Супругу зовут Фатима. Мы с ней познакомились в день свадьбы, до этого не были знакомы, не общались. Её дядя помог мне познакомиться с её родителями, и с согласия моих и её родителей мы поженились. Она в это время преподавала в исламском учебном заведении – медресе, а я преподавал в начальных классах Исламского университета.
— Как вы пришли к религии?
— С 7 лет я читал Коран. Мои родители живут в духе ислама и детей воспитали так же. Отца зовут Магомед, он строитель. Мама – Патимат, домохозяйка. С юных лет отец учил меня молиться, совершать добрые дела, участвовать в мусульманских обрядах и праздниках. С детства помню ощущения от Ураза-байрама, или праздника разговения, отмечаемого в честь окончания поста в месяц Рамадан. В этот день мы просыпались ранним утром, совершали с рассветом ритуальное омовение, молились и шли в гости. Вначале мужчины, потом женщины. Семьи были большие, в атмосфере любви и праздника собиралось много родственников и друзей.
Свет для всех
— Мечеть в Комсомольске строилась достаточно долго. С чем это связано?
— Я приехал в город в 2015 году, когда храм уже работал. Знаю, что фундамент начали закладывать ещё в 2008 году и строительство велось небольшими темпами, потому что существует только на средства прихожан. Мы до сих пор проводим некоторые заключительные работы.
— Сколько человек посещают мечеть регулярно?
— Могу сказать приблизительно: 300-400 человек приходят на пятничную службу, в обычные дни постоянно около 20-30 человек. В целом в городе около 5-7 тысяч мусульман из Средней Азии, Кавказа, Азербайджана, Татарстана. Мусульманин должен совершать намаз (главная молитва) 5 раз в сутки. Верующий может сделать это в любом месте, при условии соблюдения правила ритуальной чистоты. Но, конечно, люди стремятся в мечеть, здесь духовная атмосфера способствует молитве.
— Некоторые горожане, не мусульмане, тевожились, что с появлением мечети их будут беспокоить традиционно громкие призывы к молитве, практикующиеся в исламе.
— Это стереотип. Так может происходить в мусульманских странах, где азан (призыв к общей молитве) совершается обычно с минарета мечети, через звукоусиливающие колонки. У нас здесь нет в этом необходимости. Так что никто из наших соседей до сих пор не жаловался на какие-то неудобства. Все понимают, что мусульманам мечеть нужна так же, как и православным христианская церковь.
— Как вы в целом сосуществуете в городском обществе? Я знаю об общественной организации мусульман «Нур». Чем она занимается?
— Нур — в переводе с арабского означает свет, сияние. Мы занимаемся благотворительностью, через фонд «Мир». Помогаем людям материально, продуктами питания. Помощь идёт пожилым, малоимущим, многодетным, детям-сиротам, вдовам с детьми. Всем, кто обращается к нам в трудной жизненной ситуации. И для этой помощи абсолютно неважно, какой человек национальности и веры.
Прикрываются исламом
— Ислам – многонациональная религия. Как вы думаете, что именно объединяет людей разных стран и национальностей?
— Вера в единого бога… Бог не разделяет нас по национальностям. В Коране говорится, что все верующие – братья. Пророк Мухаммад завещал нам путь сплочённости, милосердия, добра, помощи друг другу. Всё это и объединяет наши нации. Мы рады всем.
— И в то же время межрелигиозные споры в истории человечества часто приводили к войнам… Как вы думаете, почему?
— Я не знаю, как объяснить войну… Думаю, она происходит не из-за религии, а из-за политики, экономики. Религия не может призывать к убийству и насилию. Тот, кто делает это, лишь прикрывает религией свои корыстные цели. Думаю, что так происходит и сегодня в различных экстремистских и террористических организациях, действующих как будто под лозунгами ислама. Уверен, что их главари знают истинные цели и обманывают наивных мусульман, попавшихся на агитацию. Судя по открытым публикациям, в которых показывались убитые, руководство этих банд – простые наёмники, не мусульмане, так как даже не проходили обязательный для мужчин обряд обрезания.
Пять столпов
— Основу ислама образуют пять столпов, исполнение которых обязательно для всех мусульман. Что это?
— Первое это – шахада. Она звучит так: свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме единого Бога (Аллаха), и ещё свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. Шахада произносится при принятии ислама. Далее — это каноническая молитва намаз. Молитвенный цикл состоит из утренней, полуденной, предвечерней, вечерней и ночной молитв. Третий столп ислама – ураза, то есть пост. В месяц Рамадан по исламскому календарю мусульмане обязаны соблюдать 30-дневный пост. Четвёртое – закят, обязательный ежегодный налог в пользу нуждающихся. Кроме него существует ещё садака – добровольная милостыня, которую человек выплачивает по собственному желанию. И пятый столп — это хадж, или паломничество в Мекку и посещение заповедной мечети аль-Харам.
— Вы совершали хадж?
— Да, в 2012 году, когда учился на 4 курсе Исламского университета, мне выпала такая счастливая возможность. Меня назначили руководителем группы из 36 человек. При совершении хаджа накладывается много запретов и ограничений, например, мужчинам нельзя надевать светскую одежду и украшения. Все одеты в специальные белые одежды изар и риду. Одновременно в Мекке присутствовало 5 миллионов паломников. Создаётся непередаваемая духовная атмосфера, когда никакие человеческие различия не важны: рядом в одинаковой одежде стоят африканец и японец, премьер-министр и простой служащий, и все заняты только одним – молитвой и духовным очищением. Несколько дней мы совершали обряды, посещали Каабу – священный дом мусульман, первое сооружение, возведённое людьми для поклонения Богу. Площадь мечети аль-Харам вместе с площадью вокруг Каабы вмещает до 400 тысяч человек.
Мы — люди согласия
— В исламе есть разные течения. Какого из них вы придерживаетесь?
— Мы — сунниты, то есть люди Сунны (священное предание о жизни пророка Мухаммада) и согласия общины. Сунниты представляют исламское большинство, но ещё есть течения шиитов, хариджитов, аскетическое течение суфизм. Между направлениями есть некоторые разногласия, но все мы стараемся жить без вражды. К нам в мечеть могут прийти приверженцы любого течения.
— Шамиль, объясните, что такое шариат?
— Это законы ислама. Целый комплекс предписаний, определяющих убеждения, формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман. Это своего рода конституция ислама. Предписания закреплены прежде всего Кораном и Сунной пророка Мухаммада. Они регулируют практически все сферы повседневной жизни мусульман. Кажется, что жить по шариату сложно, но религия не возлагает на человека то, что ему не под силу.
Вера, основанная на знаниях
— Зачем вообще, по-вашему, людям нужна религия?
— Религия помогает человеку, с верой проще жить. Это как инструкция или путь, показывающий, как жить без обмана, притеснений, вреда для себя и окружающих. Это уздечка, которая управляет страстями человека, подталкивая к добру и удерживая от зла.
— А какое место занимает религия среди знания и науки?
— В исламе человек не может быть истинно верующим, если он не обладает знанием. Ислам – вера, основанная на знаниях о жизни во всех её проявлениях. Она призывает познавать мир, размышлять над ним.
— Вы верите в то, что человечество достигнет звёзд? И сохранится ли при этом вера в сверхъестественные силы?
— Думаю, люди смогут долететь до звёзд. И, увидев, насколько мир огромен и удивителен, наши потомки в вере укрепятся ещё больше.
Джихад – борьба с пороками
Мы не могли не затронуть и некоторые болезненные темы, которые связывают с исламом. За последнее время независимыми журналистами было проведено несколько расследований, сняты репортажи о жизни мусульманских женщин. В них сами женщины рассказали о многих страшных вещах, таких как насильственное замужество несовершеннолетних девочек, насилие в семье, всевластие и побои со стороны мужа, практикующееся многожёнство, а также о женском обрезании, унижающем психику и калечащем здоровье.
Мусульманские журналисты в ответ сняли свои репортажи, в которых показали жизнь мусульманок, не чувствующих никаких гендерных притеснений. Также духовные лидеры однозначно заявили, что описанные светскими журналистами примеры насилия не имеют ничего общего с исламом и являются лишь случаями личной духовной деградации и искажённой трактовки исламской религии.
Конечно, кроме осуждения практики насилия, хотелось бы услышать и слова поддержки и увидеть протянутую руку помощи. Ведь многие широко обсуждаемые в западном мире темы всё ещё остаются под негласным запретом на Востоке. И духовные лидеры должны чувствовать свою ответственность и предлагать пути решения проблем. Например, напомнить о том, что исламский джихад — это вовсе не священная война за распространение ислама, а борьба за веру со своими духовными и социальными пороками, как раз такими, как обман, насилие, развращённость.