УМЕЮЩИЙ УБЕДИТЬ

Владимир Ильич Баев, главный архитектор Комсомольска-на-Амуре с 1969 по 1980-й гг. вспоминает Александра Романовича Буряка как грамотного, профессионального руководителя и замечательного человека.

— Мы работали вместе с 1969 по 1981 год. Первое, что в нём замечаешь, он не приказывал, а так подводил в разговоре собеседника, что тот сам соглашался с доводами Александра Романовича, и не надо было упрашивать, уговаривать. Кроме того, он очень уважительно относился к любому человеку, за все годы общения я ни разу не слышал, чтобы он на кого-нибудь повысил голос, это его человечная черта.

Владимир Ильич отметил, что именно с подачи Александра Романовича Буряка в Комсомольске-на-Амуре появился Мемориальный комплекс землякам-комсомольчанам, павшим в боях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Будучи в Благовещенске, он посмотрел там памятник воинам и, вернувшись, собрал руководителей предприятий, заводов и предложил поставить памятник комсомольчанам. Идею поддержали все, и он принял решение этот памятник строить.

— Мы начали разрабатывать проект, а когда углубились в тему, выяснилось, что в войну погибло очень много комсомольчан, и следует ставить не просто памятник, а целый мемориальный комплекс. Сначала было предложение поставить его на пересечении улиц Кирова и Ленина, там была зеленая зона, сейчас там торговый комплекс. Но что значит мемориальный комплекс? Это масштаб, тишина, уединенность, а на выбранном месте проходили магистрали городского значения. И тогда было предложено перенести место ближе к берегу Амура.

В то время на выбранном месте была болотистая местность и стояли два двухэтажных барака. Александр Романович дал команду расселить жителей, и началась работа. Строили всем городом, каждое предприятие вносило свой посильный вклад в возведение мемориального комплекса. Владимир Ильич уверен, если бы не напор первого секретаря горкома партии Александра Романовича Буряка, мемориального комплекса могло бы и не быть.

— Первого секретаря Хабаровского крайкома КПСС Алексея Чёрного в то время за глаза звали Первым, а как в Комсомольске звали Александра Романовича?

— Первых секретарей всех называли Первыми, так было принято. Но Буряка всегда по имени-отчеству. Его очень уважали, тем более, он фронтовик.

— Владимир Ильич, как в те годы взаимодействовали горком партии и отдел архитектуры города?

— Город в то время был очень молодёжным и стремительно развивался. В Комсомольске было несколько домостроительных комбинатов, завод железобетонных изделий, завод панельных конструкций. Строительная база в городе была очень мощной, и в какой-то степени отдел архитектуры даже не успевал за размахом строительства. Со стороны горкома партии и лично Александра Романовича Буряка нам всегда была поддержка.

В 1960-70-х годах Комсомольск-на-Амуре можно было назвать городом бараков. И самой главной мечтой для Александра Романовича стало желание как можно быстрее расселить жителей ветхих домов. Его работа позволила расширить строительство жилья и к началу 80-х снести большую часть барачного жилого фонда. Ежегодно в городе вводили 150-200 тысяч квадратных метров жилья, строили целыми микрорайонами.

Кроме того, именно с помощью Александра Романовича Буряка Комсомольск-на-Амуре был приравнен к территориям Крайнего Севера, и комсомольчане стали получать северную надбавку к зарплате.

— Честь и хвала Александру Романовичу Буряку, он всю свою жизнь посвятил Комсомольску, и обидно, что такому человеку, который так много сделал для города, до сих пор нет достойного памятника. Да, есть мемориальные доски, но Александр Романович заслуживает монумента.

Светлана СЕДЫХ

Яндекс.Метрика