Музыка, гремящая начищенной медью, развесёлая увертюра, лёгкий взмах занавеса и артисты, утопающие в свете софитов. Чей-то торжественный голос произносит: «Представление начинается!» и огромный зал взрывается гулом оваций. А тут – все чудеса света! Вихрь разноцветных, ослепительно блестящих нарядов, лошади, танцующие самбу, смешные клоуны с огромными красными носами, прыжки акробатов, ловкие жонглёры, стихи, песни, танцы и улыбки, улыбки – море улыбок!.. Наверное, вы уже догадались, куда я вас поведу? Конечно, в цирк!
Где же берёт своё начало цирк в России? Не та ли это весёлая пятёрка бременских музыкантов, развлекающая детишек с экранов советских телеэкранов? О нет, это совсем не она. История циркового искусства в России начинается много ранее, а именно в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через 100 лет на территории страны появились стационарные цирки. Так зародились первые российские цирки. В материале расскажем о нашем «земляке» – цирке города Амурска.
История цирка на Амуре
В 1971 году в Советском союзе, на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае, в городе Амурске зародился коллектив художественной самодеятельности «Амурские удальцы». Он занимал примерно четверть местного дворца культуры. Жизнь била ключом.
Более полувека назад в Амурск из Комсомольска-на-Амуре приехали работать педагоги с горящими глазами и светлыми головами. В их составе был Александр Белоусов, который впоследствии много лет занимался организацией и руководством цирковой студии «Амурские удальцы».
В 1971 году коллектив художественной самодеятельности сделал первый набор в цирковую студию. Дали объявление. В первом потоке пришло очень много желающих попробовать себя в этом непростом, но очень интересном виде искусства. Поэтому сделали, как говорится, «лошадиный отбор». Например, мальчики должны были пройти силовые, акробатические испытания на выносливость: гиря за головой, и побежали по кругу. Кто упал, тот в артисты цирка не годится. У девочек проверяли растяжку и гибкость.
– Также у мальчиков было такое испытание – кувырок через стул. Я боялся этого стула и не смог сделать кувырок. Меня выгнали, но я стал упорно сопротивляться. Меня вызвал Александр Белоусов и сказал, если я за час научусь жонглировать двумя мячами и на одной руке поймаю 12 раз, то могу заниматься. Я поймал всего лишь девять, но меня всё равно вернули. И так моим основным жанром стало жонглирование, – рассказывает Станислав Лукьянов, один из первых участников «Амурских удальцов».
В конце 1971 года коллективу присвоили звание «народный». Руководитель цирка, Александр Белоусов очень болел за его судьбу, всё время находился в творческих исканиях. Даже специально создал вокально-инструментальный ансамбль, чтобы артисты работали под живую музыку.
Уже в начале 1972 года у цирка состоялись гастроли по Амуру. Артисты побывали практически во всех совхозах, посетили различные нанайские посёлки. Но цирк не останавливался на достигнутом и расширял свою географию: Приморский край, Хабаровский край, Забайкалье.
В 1978 году состоялось воздушное шоу под руководством московского режиссёра. Получилась очень зрелищная программа «Воздушный полёт». Несомненно, всё это стоило большого усердия, терпения и профессиональной подготовки.
В начале 80-х годов коллектив получил премию Ленинского Комсомола за значительные достижения в развитии самодеятельности.
В 2000 году коллективу изменили название на «Арлекино». Так он и по сей день работает, ведёт активную деятельность, принимает участие в конкурсах разного уровня, выступает с показательными номерами, шоу-программами. В 2009 году коллективу было присвоено звание «Образцовый».
Жизнь цирка сегодня
В данный момент уже более 12 лет над цирковым коллективом трудится и взращивает новых удальцов Ирина Перфилова, ученица Станислава Григорьевича Лукьянова. Сначала Ирина Валерьевна начинала как помощница, но со временем значительно выросла как профессионал и в 2013 году стала главным тренером. Также у коллектива есть помощник руководителя – Александр Оголев.
Воспитанники «Арлекино» познают множество жанров в цирковом мире. Руководители коллектива понимают, что каждый ребёнок уникален и талантлив. Не бывает бездарных детей. Каждый наделён каким-то очень интересным качеством. Задача педагога – его увидеть и начать развивать. Когда ученики набрались необходимых знаний и опыта, артисты стали выезжать на различные конкурсы, фестивали в другие города. Конечно, успех приходил не сразу, но спустя время амурский цирк стал приезжать домой с наградами лауреатов третьей, второй и первой степеней. Наивысшая награда, завоёванная коллективом – гран-при! Но всё это не без огромного усердия руководителей и артистов.
– Конечно, все трюки отрабатываются тщательно и точно. Перед выходом на сцену не отпускает чувство волнения, страха, – объясняет Ирина Перфильева. – У меня как у руководителя замирает сердце во время показа номера. Но я никогда не сомневаюсь в своих воспитанниках. Я уверена в их исполнении и таланте. Бывает, конечно, не всё удаётся выполнить так хорошо, как могло бы быть, но не стоит забывать про человеческий фактор, ведь ребёнок волнуется. Как говорится, даже роботы выходят из строя и ломаются. Но нас это делает только сильнее! Мы работаем над ошибками, и выступления удаются на «ура!».
Программы цирка «Арлекино» выстроены в развлекательной форме. Участники и педагоги коллектива стараются сделать концерт таким, чтобы и взрослый, и ребёнок с удовольствием и интересом приходили на представления!
Ирина Валерьевна – очень интересный творческий человек. А иначе нельзя, ведь человека всегда было непросто удивить. Поэтому цирковые артисты – это очень умелые, выносливые и работоспособные люди. Они делают практические невозможные вещи. Довелось где-то вычитать фразу Джеймса Мкстона: «Если ты не можешь ездить на двух лошадях одновременно, тебе не место в цирке». Она даёт представление о том, какого великого усердия над собой и, конечно же, большого творческого и спортивного опыта требует цирковое искусство. Вот и Ирина Валерьевна поделилась, что в детстве была очень необычным и активным ребёнком:
– В детстве я была очень разносторонней: ходила в бассейн, на каток, на занятия студии «Золотая хохлома» (лепила, рисовала). В школе на все спортивные соревнования стояла первой в очереди, была активисткой. И как-то раз моя подруга Виктория позвала меня заниматься во дворец культуры в цирковую студию. Два дня прошло с начала занятий, и всё, я поняла, что влюбилась в это дело! Прожектора, сцена, яркие костюмы, аплодисменты и восхищение зрителя – вот она, высшая награда для актрисы циркового искусства!
Детский образцовый коллектив «Арлекино» имеет множество заслуг и наград, в том числе с конкурсов всероссийского уровня. В прошлом году он стал участником арт-фестиваля «Ночь культуры 2022», который состоялся в Комсомольске-на-Амуре во Дворце культуры «Алмаз». Артисты вызвали интерес зрителей, которые были в восторге от увиденного. Ведь цирковое искусство гармонично сочетает спорт и поэзию, музыку и танец, песню и театр.
Цирк – это вечное, неиссякаемое искусство. Потому что именно оно дарит радость, счастье всем от мала до велика. Так если цирк не имеет конца, но имеет начало, с чего же он начинается? Все мы знаем, что, по Станиславскому, театр начинается с вешалки. А с чего же тогда цирк? Ответ прост. С чуда!
Кристина ТКАЧЕНКО. Фото Евгения Моисеева