Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» представили на малой сцене Драматического театра на минувшей неделе. Режиссёр Константин Демидов вместе с актёрами провёл небольшое расследование того, можно ли было спасти поэта, и какие обстоятельства сыграли в его судьбе роковую роль.
На протяжении двух действий пьесы зрители наблюдают за жизнью главного героя пьесы Михаила Петунина от момента, когда тот пошёл в детский сад, до рокового события, произошедшего с ним на Чёрной Речке. Главного героя сыграл актёр Евгений Бадулин. Михаил Петунин с детства во всех бедах винит Александра Сергеевича Пушкина. В детском саду воспитательница спросила его, любит ли тот стихи поэта. Михаил, не подумав, ответил, что нет. Это стоило ему любимой машинки, а остаток дня маленький Миша провёл в углу. Дальше Пушкин ещё не раз «подводил» Петунина.
Константин Демидов отказался от формата моноспектакля, который предлагает пьеса. У него на сцене появляются все персонажи, о которых рассказывает главный герой, в том числе и сам Александр Сергеевич Пушкин, роль которого исполнил Дмитрий Стертюков. Он поначалу будто преследует Михаила, становясь для него ещё более ненавистным.
– Герой входит в своё воспоминание, а зрители видят, как это всё происходило, – рассказывает Константин Демидов. – В итоге действие нашей истории происходит в некоем универсальном пространстве. В нём герой и вспоминает всю свою жизнь.
Это пространство выглядит, как старая советская квартира с потрескавшимися обоями и ветхой мебелью. Здесь можно увидеть также телефонную будку и автомат с газировкой, которую Михаил очень любил в детстве. Все эти объекты играют дополнительную роль, являясь своеобразными дверьми, через которые в пространство попадают исторические персонажи и современники Петунина. В большом количестве в квартире представлены и бюсты поэта. В одной из сцен герой даже собирает большого Пушкина из нескольких маленьких.
Постановка полезна для школьников и студентов, которые знакомятся с биографией Пушкина, так как в ней упоминаются малоизвестные факты из его жизни. Например, тот, что гадалка предсказала молодому Александру Сергеевичу, что он проживёт до глубокой старости, если не погибнет на дуэли от рук мужчины со светлыми волосами. Интересно показана и сама дуэль с подробным анализом того, при каких обстоятельствах Пушкин мог бы выжить. На протяжении действия приводятся и догадки относительно того, а почему вообще состоялась эта дуэль. Действительно ли поводом послужила ревность поэта к Дантесу, который оказывал знаки внимания его жене, или причины совсем иные, ведь тот был женат на сестре Натальи Гончаровой. Был ли этот брак прикрытием? Почему супруга не помешала дуэли? Обо всём этом и размышляет Михаил Петунин, а с ним и зрители в зале, попутно думая о злом Роке.
Актёры Прохор Селютин, Анатолий Казанин, Дмитрий Сердюк, Елизавета Азаренкова и Ирина Тузеева играют в спектакле сразу несколько ролей, периодически переходя от одной к другой.
– Думаю, что артистам было интересно перевоплощаться в разных по характеру героев, – считает Константин Демидов. – Некоторые образы диаметрально противоположны, и переход от одного к другому порой происходит в течение нескольких минут. Актёру нужно выйти и каждый раз быть убедительным.
Эта история показывает, как иногда важны мелочи, которые могут спасти жизнь. Например, по пути на дуэль Пушкину встретилась карета с его женой Натальей Гончаровой. К сожалению, она не заметила поэта, не спросила, куда он едет и не отговорила его от рокового выстрела. Взгляни она вовремя в окно кареты, кто знает, быть может, Александр Сергеевич не погиб бы в 1837 году в дуэли на Чёрной речке.
Спектакль получился разноплановым: в нём есть и смешные, и грустные элементы. Постановка не оставит зрителей равнодушными, и некоторые из них, придя домой после театра, хочется верить, обратятся к биографии поэта и подумают о «спасении» Пушкина.
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» можно будет увидеть ещё два раза по воскресеньям 3 и 10 декабря в 17:00.
Евгений КРАСЮКОВ. Фото автора