Игры бывают разные. Есть спортивные, детские, настольные, компьютерные, карточные, азартные, «на просто так». Главное, что их объединяет, – стремление к успеху, быть первым, оказаться на вершине. А ничто так не пьянит, ничто так не вызывает азарта, как успех. И даже не он сам по себе, сколько процесс его достижения.
Почему я заострил внимание на этом? Потому что нельзя строго разграничивать игры на деньги и те, в которых финансы никак не участвуют в виде приза. Собственно, азартные игры очень близки ко всем типам игр, и особенно к компьютерным. В последнее время появились так называемые онлайн-игры, в которых ты соревнуешься не с какими-то там безмозглыми, бессловесными ботами – программными модулями, выступающими в роли соперников, а с реальными людьми. И уже одно это меняет весь игровой процесс. Если, допустим, в том же «Сталкере» можно изучить и запомнить действия противников, чтобы стать действительно непобедимым бойцом, то в многопользовательских играх тебе противостоят такие же люди, как и ты, способные повести себя нестандартно, непредсказуемо. Да и сама мысль, что ты воюешь с живым противником, пусть и в виртуальном пространстве, уже возводит игровой процесс на новый уровень.
Итак, возьмём, например, такое явление, как World of Tanks, или в просторечии — «Танки онлайн». Это очень продвинутое решение, направленное на то, чтобы завладеть человеческим сознанием, заставить его часами, если не сутками, проводить время в боях «не на жизнь, а на смерть». Смерть, само собой, тоже виртуальную.
И главное – всё совершенно бесплатно. То есть, если раньше игроман должен был дойти до магазина, чтобы купить себе диск с игрой, то сейчас достаточно совершенно легально и абсолютно бесплатно скачать программный модуль, чтобы быть готовым ринуться сшибать своими снарядами башни чужих боевых машин. Нет, конечно, есть и платный контент, когда можно за реальные деньги купить более крутую машину, не дожидаясь игрового прогресса, но это для совсем уж отмороженных. Кстати, к таким людям в игре относятся пренебрежительно. Про них говорят: играет на «голде» (от английского gold – золото). Если же нет стремления вкладываться материально, можно годами играть, не тратя на это ни копейки. Расходы на электричество и Интернет я в расчёт не беру.
Тем не менее дела это не меняет, ибо «Танки» способны на целую ночь превратить человека в настоящий овощ, не способный оторваться от компьютера даже на то, чтобы поесть или поспать. Почему ночь? Потому что игрок стремится избавиться от внимания со стороны близких и критики такого поведения. Поэтому «танкист» мучительно ожидает, когда семья спокойно уляжется спать, чтобы от видимости работы на компьютере перейти к игре. И вот наступает ночь, человек садится в одну из своих бронемашин и оказывается на одной из боевых карт, чтобы, маневрируя и прячась от противника, сжечь как можно больше вражеских танков.
Если уж человек оказался в танке, оторвать его от этого дела уже вряд ли что-то способно. Разве только рассвет, если игра идёт летом. На алтарь кладётся всё – сон, работоспособность, которую нужно проявить утром на своём рабочем месте, несделанные дела. «Танкист», пока не закроет игру, находится, как говорится, в полном «неадеквате».
Хотя деньги играют в этой игре второстепенную и даже третьестепенную роль, азарта это не убавляет. Игрок живёт в своей реальности, стремясь не замечать того, что происходит вокруг. Даже свой день выстраивает с тем прицелом, чтобы как можно быстрее вернуться к игре. Это реальная зависимость, сходная с алкоголизмом и наркоманией. Можно долго рассказывать о каких-то полезных качествах таких игр вроде умения действовать в команде или обострения внимания к мелочам, но факт остаётся фактом – игрок снижает свой интерес к социальным, профессиональным и даже семейным ценностям, хотя и не так пагубно, как в случае с азартными играми, направленными на материальный выигрыш.
Как с этим бороться? Лично я пришёл к выводу, что никак. Важно поставить перед собой цель контролировать этот процесс. То есть не стремиться к тому, чтобы не играть вовсе, а вогнать игровой процесс в определённые рамки.
Например, временные – выделить для этого жёсткий промежуток. Это очень трудно, но достижимо. Главное – делать небольшие, но реальные шаги – играть на 5 минут меньше, чем вчера, потом на 10 и так далее.
Второе – сделать игру стимулом для решения каких-то неотложных дел. Например, «поиграю, как только наклею пять полос обоев» или «помою машину и пойду воевать».
Третье – понять, что проблема не в самой игре, а в неспособности выйти из своей личной зоны комфорта. Ведь можно и удалить игру, это несложно даже для игромана, но тут же отравленное игрой сознание начнёт искать замену, причём совсем не там, где нужно. Например, даже без игры можно часами тупо просиживать в социальных сетях.
Если всё это понял и принял, полдела уже сделано. Но только полдела, а вторая половина, то есть реализация понятого, может и не наступить. Однако мы не будем говорить о печальном. «Я волевой и цельный человек, меня голыми руками не возьмешь!», если выражаться словами героя фильма «Осенний марафон». Так что уважайте себя и почаще выходите из «зоны комфорта». Ради созидательных целей.